Нейробиологи в казино: что творится в голове игрока
Если верить данным электрокортикографии, главная эмоция испытуемых, игравших с компьютером в азартные игры — сожаление о прошлых ошибках
Большинство генерализованных утверждений о жизни (например, «жизнь — это река») бессодержательны. Тем не менее, особняком среди них стоит пушкинское «Что наша жизнь? Игра!» — по крайней мере, с точки зрения психолога. Дело в том, что в сознании человека, делающего ставки с неизвестным исходом, в самой простой модельной форме происходят весьма фундаментальные когнитивные процессы: принятие решений в условиях недостатка данных, стремление получить награду, оценка возможных потерь, сожаление о неверных решениях и корректировка будущих стратегий. Именно поэтому азартный игрок — желанный объект для нейропсихологов, и на этой модели они опробуют самые разные методы исследования активности мозга.
В недавней работе исследователей из Университета Калифорнии, Беркли, использован метод электрокортикографии (ЭКоГ) — получение данных с сети из сотен электродов, помещенных непосредственно на поверхность мозга. Метод позволяет проводить до тысячи измерений в секунду с беспрецедентным разрешением. Проводить такие опыты над людьми позволяет то обстоятельство, что подобные сети электродов вживляют больным тяжелой формой эпилепсии для уточненной диагностики перед хирургическим вмешательством. Нейрофизиологи могут воспользоваться ситуацией и предложить пациентам заодно побыть добровольцами в их опытах. Один из главных авторов работы, профессор Роберт Найт, вот уже десять лет специализируется на такого рода исследованиях, и теперь дело дошло до азартных игр.
Делайте ваши ставки
Опыты состояли в том, что испытуемым предлагали сделать ставку — большую или меньшую, по его желанию — а через 550 миллисекунд компьютер сообщал ему о выигрыше или проигрыше. Исследователи могли варьировать шансы на выигрыш и его размер, и это отражалось на картине мозговой активности испытуемых. Поскольку условия игры варьировались непосредственно в ходе опыта, нейробиологи всегда точно знали, обдумыванием какого именно из раундов занят мозг испытуемого в данную конкретную миллисекунду.