Разглядеть богатство под землей
Российские недра богаты, но, чтобы добыть полезные ископаемые, нужно знать, где искать, и хотеть искать. Геолого-разведочные работы могут приносить плоды (и окупаться), только если соблюдены эти два условия — экспертиза и желание найти месторождение.
Сибирские геологи придумали бизнес-модель, в которой наука как генератор специальных знаний и технологических ноу-хау выступает инвестором собственных коммерческих проектов в сфере недропользования,— технологическое юниорное предпринимательство. Как юниорные компании извлекают прибыль и какую пользу приносят экономике, рассказал «Ъ-Науке» научный руководитель Сибирской школы геонаук и проекта i.GeoDesign, профессор практики Иркутского национального исследовательского технического университета (ИРНИТУ), кандидат геолого-минералогических наук Александр Паршин.
Поиск под фонарем
Советская модель организации геолого-поисковых работ предполагала многолетние, многостадийные исследования на территории всего СССР. Сперва проводились геологические исследования низкого пространственного разрешения, затем постепенно круг поисков сужался до наиболее перспективных районов. В конце концов, определялись конкретные участки, разворачивались поисковые работы… И все это длилось годами и стоило очень дорого. Единственным инвестором и одновременно бенефициаром этого процесса было государство. Результат: мощная минерально-сырьевая база, которой в основном мы пользуемся до сих пор.
Теперь месторождения, которые были открыты советскими геологами, в основном отработаны. Новые месторождения вроде бы и есть, но в удаленных и труднопроходимых районах России. Подтверждать их ценность сложно и затратно.
После кончины СССР появились частные горнодобывающие компании, но государство продолжало нести на себе риски, связанные с поиском новых месторождений. Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) прорабатывает повестку и решает, где будут развернуты работы. После этого АО «Росгеология», собравшее в единую вертикальную структуру советские геологоразведочные предприятия, выставляет месторождение на торги, и горнодобывающие компании за него борются. Такой подход подразумевает прежде всего выполнение всех геолого-разведочных работ (геологических, геофизических, буровых и прочих) по первоначальному геологическому заданию.
(Возникает опасность: геологическое задание может считаться исполненным в связи с завершением всех обусловленных технологических действий, а не в связи с достижением геологического результата.)
Горнодобывающие компании пытались компенсировать истощающуюся минерально-сырьевую базу (МСБ) за счет собственных инвестиций в поисковые работы, что, вообще говоря, редко наблюдается в мировой бизнес-практике этой отрасли. Это всегда большие риски, и горнодобывающие предприятия крайне редко берут их на себя. Прежде чем начать собственно поиски, нужно иметь много разносторонней информации, на которой будет основан выбор в пользу того или иного участка. А данные часто бывают неполными, разрозненными, а то и фальсифицированными. Низким качеством информации среди прочего обусловливается такой низкий глобальный показатель успеха геологоразведки — 6%.
Во многих странах с развитой горнорудной отраслью эту рискованную стадию берут на себя маленькие венчурные компании — юниорный геологический бизнес.
Рискуют младшие
Юниорные геологические компании имеют свои представления, где и как следует вести поиски, они собирают информацию, привлекают экспертов, следят за развитием технологий, а главное — крайне заинтересованы что-то найти: это их хлеб. Такая модель успешно работает в большинстве развитых стран с минерально-сырьевой экономикой — к примеру, в Канаде.
Юниорные компании заходят со своими идеями на биржу, привлекают инвесторов, получают лицензии на выбранные площади, нанимают на рынке сервисные компании, которые занимаются поисками и разведкой месторождений по их проекту. Если удается открыть новое месторождение, они зарабатывают, продавая месторождение с оцененными запасами добывающим компаниям. Но поскольку основные финансовые риски ранних стадий несут венчурные инвесторы, а юниоры — разве что репутационные, доля инвесторов в прибыли при продаже месторождения кратно выше, чем доля юниорной компании. Но успех зависит в первую очередь от компетенций юниоров — от того, правильный участок они выбрали для поисков или нет. Качество поисковых работ важно, но, если участок плохой, оно не будет значить ничего.