О работе ЛИС – летно-испытательной станции, наземных и летных испытаниях

Наука и техникаHi-Tech

Первый взлёт – как в песне первая строка!

Варгатый Иван, https://dzen.ru/vivan755

Самолет ТУ-95 МС

Дорогие товарищи, эта статья – уже пятая из цикла о производстве самолетов по технологиям ХХ века, а так как по ним работает еще множество авиастроительных и авиаремонтных заводов по всей России и за ее пределами, то эти знания еще долго будут актуальны. И сегодня речь пойдет о работе ЛИС – летно-испытательной станции, наземных и летных испытаниях.

Прошлая статья завершилась отработкой топливной системы, системы управления, радиосредств и навигационных систем. Самое время запускать двигатели. Но на многих самолетах есть еще и ВСУ – вспомогательная силовая установка, которая дает и электропитание, и сжатый воздух для системы кондиционирования, а часто – еще и для стартеров маршевых двигателей. Поэтому вначале запускается она и многие проверки делаются от нее.

Запуск ВСУ – первая по-настоящему пожароопасная операция. Конечно, опасны и заправка топливной системы, и заправка кислородной, и даже простое включение под ток, но ВСУ – настоящий газотурбинный двигатель, хоть и маленький. Она выпускает струю газов с температурой в несколько сотен градусов и дает горячий воздух в систему кондиционирования. Поэтому к ее запуску противопожарная система и система нейтрального газа (если она есть) обязаны быть исправными и заряженными, а на стоянке должна дежурить пожарная машина.

Вспомогательная силовая установка ТА-12 в форкиле самолета Ту-95МС

Итак, аккумуляторы в контейнерах, воздухозаборные и выхлопные створки открыты, нажимается кнопка запуска. Включаются стартер и зажигание, подается топливо... Но розжига не происходит – выключен автомат питания зажигания. Идет расконсервация: топливом из топливной системы ВСУ вымывается консервационное масло. После того как стартер отработает и ротор ВСУ остановится, делается холодная прокрутка – просто включение стартера, без топлива и зажигания, чтобы очистить газовоздушный тракт от топлива. И уже после холодной делается нормальный запуск.

Первый запуск – всегда лотерея. Может из-за перепутанной полярности показать «минус» указатель температуры газов. Может сработать какая-то из защит. Может засветиться табло «Стружка в масле», хотя подшипники двигателя в полном порядке: например, очень любит «кидать стружку» на первом запуске маленький турбоагрегат АИ-9. Конечно, любой двигатель испытывается на заводе-изготовителе, но полная замена масла и транспортировка (поставляются двигатели с пустым баком) порой дают о себе знать.

Блок датчиков тока БДТ16К – целое поле для ошибок монтажника. Можно неверно пропустить силовые провода (желтые) через окна, можно неверно подключить сигнальные (синие)

Но вот ВСУ вышла на режим, инженер засекает положенное время прогрева, чтобы прогреть масло и выбрать зазоры в двигателе, и дает нагрузку – включает генератор ВСУ. Обычно все проходит хорошо, и генератор начинает питать бортсеть, но через прозвонки, техконтроль и лабораторные проверки блоков порой просачивается неисправность или ошибка монтажа. Например, генератор включается, напряжение выдает, но при попытке дать нагрузку срабатывает защита. Причина может быть в неправильно подключенных проводах на блоке трансформаторов тока (БТТ, по-английски – CTU (current transformer unit)).

После проверки генератора открывается отбор воздуха. Это один из самых опасных моментов: даже ВСУ может выдавать воздух с температурой до 200 °С. Система проверяется в различных режимах, зависящих от ее топологии – на запуск, на кондиционирование, на обогрев. А греться сжатым воздухом могут и оперение, и носок крыла, и двери, и даже предкрылки: воздух подается в них по телескопическим трубам, как на Airbus А320, например. Самое сложное – отработка системы кондиционирования, в которой могут быть несколько узлов охлаждения воздуха, сложные подсистемы распределения и регулирования температуры, сотни насадков индивидуальной вентиляции (в технике слово «насадок» имеет мужской род).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Я же по милосердию Божьему остался невредим…» «Я же по милосердию Божьему остался невредим…»

Письмо Александра II дочери

Дилетант
Дейнотерий – слон с берегов Дона Дейнотерий – слон с берегов Дона

Слоны – одни из самых стабильных в эволюционном плане животных...

Наука и техника
Опять и опять «Назад в будущее» Опять и опять «Назад в будущее»

Краткая история ленты «Назад в будущее», вырастившей последнее поколение XX века

Weekend
Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист

Голос А. Лабаса — сложный, полифоничный, подчас ускользающий от прямых смыслов

Монокль
Вот оно какое, наше лето Вот оно какое, наше лето

Чем занять ребенка на даче: советы для детей любого возраста

Лиза
10 неожиданных вопросов Кате Гусевой 10 неожиданных вопросов Кате Гусевой

Расспросили королеву ремиксов Катю Гусеву о вере в приметы и любви к собакам

VOICE
Через санкции к росту Через санкции к росту

Как российская экономика ищет способы сотрудничества с глобальными игроками

Эксперт
Кнут Гамсун Кнут Гамсун

Кнут Гамсун говорил от имени нации и тем сильно её скомпрометировал

Дилетант
Банк России намерен регулировать покупку квартир в рассрочку Банк России намерен регулировать покупку квартир в рассрочку

Рассрочка для квартир – полезный инструмент продаж, хотя и несет в себе риски

Ведомости
Нестор Энгельке Нестор Энгельке

Нестор Энгельке внес топоропись в энциклопедию современного искусства

Собака.ru
Откуда что пошло на флоте Откуда что пошло на флоте

Повседневная жизнь на парусном военном корабле XVIII века

Наука и техника
Автономный шестилапый робот «MICROBRO» Автономный шестилапый робот «MICROBRO»

Как создать ровер, который сам везет ваш багаж туда, куда вам нужно?

Наука и техника
Традиционная стабильность Традиционная стабильность

Какое место в энергетике будущего будут занимать уголь, нефть и газ

Ведомости
Медвежий угол Медвежий угол

Как оргкомитет московской Олимпиады-80 зарабатывал – рубли и валюту

Ведомости
Сеньоры на потоке Сеньоры на потоке

Зачем Минцифры запускает новые программы подготовки IT-кадров

Ведомости
О пользе «бумажной волокиты» О пользе «бумажной волокиты»

На каком языке говорили евреи, вернувшиеся из вавилонского пленения?

Знание – сила
15 уроков периода высоких ставок глазами банкира 15 уроков периода высоких ставок глазами банкира

Что мы поняли за годы высоких ставок?

Ведомости
Установка для очистки отработанных масел УОМ-3М(100) Установка для очистки отработанных масел УОМ-3М(100)

Как установка УОМ-3М(100) очищает отработанное моторное масло

Наука и техника
Эра литий-ионных аккумуляторов Эра литий-ионных аккумуляторов

Почему ученые трудятся над тем, чтобы повысить безопасность батареек

Наука и техника
Почему ЕС не растет Почему ЕС не растет

Что провоцирует системный кризис развития Евросоюза

Эксперт
Сделать посетителя немного исследователем Сделать посетителя немного исследователем

Что отличает современные музеи? Открытость и исследовательский подход

Знание – сила
Передвижники и императорская власть Передвижники и императорская власть

Как передвижники получили признание императора Александра III

Знание – сила
Американские горки Американские горки

Группа БКС возобновила торги американскими бумагами через свой инвестбанк

Ведомости
Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат

Мы приезжаем в музей смотреть не на экспонаты, а внутрь себя

Знание – сила
Мир экзопланет: самые странные экзопланеты Мир экзопланет: самые странные экзопланеты

Как появляются пульсарные планеты, планеты-зомби и бланеты

Наука и техника
Рабби Давид из люфтваффе Рабби Давид из люфтваффе

В 2019 году Бундестаг одобрил введение в Германии военного раввината

Дилетант
Скелетные мышцы самолета – система управления Скелетные мышцы самолета – система управления

Зачем самолетам демпферы, гидроусилители, закрылки и предкрылки?

Наука и техника
Главное – остаться незамеченным Главное – остаться незамеченным

В чем состоит военная (а возможно, и не только) хитрость стелс-технологии?

Наука и техника
Партнер по религиозным соображениям Партнер по религиозным соображениям

Как Россия создает базу для привлечения исламского капитала

Эксперт
Есть ли у Европы армия Есть ли у Европы армия

О потенциале собственной армии Евросоюза и перспективах ее участия вне НАТО

Монокль
Открыть в приложении