Нашествие гуманитариев: почему они теснят технарей в топ-менеджменте IT-компаний
Почему работодатели все чаще предпочитают психологов, маркетологов и философов инженерам и математикам?
В 2015 году американский Forbes выпустил статью с провокационным заголовком «Технарям тут не место: как гуманитарии захватывают Кремниевую долину». Специалисты с дипломами психологов, философов, филологов и маркетологов тогда начинали всерьез конкурировать за высокие должности в технологических корпорациях и стартапах с инженерами и математиками. Именно гуманитарии все чаще помогали правильно упаковывать и продавать продукт таких компаний, доносить до пользователей ценность и принципы бизнеса.
За четыре года ценность творческого подхода к управлению алгоритмами только выросла. По прогнозу министерства труда США, к 2022 году около 1 млн американцев начнут заниматься преподавательской деятельностью, еще 1,1 млн займут рабочие места в отделах продаж. И динамику обеспечат не школы с супермаркетами, а технологии: это будут высокооплачиваемые тренеры, бизнес-коучи, авторы мастер-классов и менеджеры по продажам, отмечал американский Forbes.
Специалист-гуманитарий способен разговаривать с разными собеседниками на их «языках» и при этом быть понятным для всех, объясняет тенденцию Маргарита Кошман, партнер в российском офисе Spencer Stuart — агентства, специализирующегося на подборе топ-менеджеров. «Продвинутые коммуникационные навыки и креативность лидеров наряду с умением экспериментировать и управлять через эмпатию становятся ключевыми для успеха компаний», — говорит эксперт.
Много доказательств гипотезы о нашествии в технологический бизнес «нетехнарей» можно найти и на российском рынке. По данным опроса РАНХиГС, среди 2000 руководителей средних и крупных компаний в стране 50% имеют гуманитарное образование. Местный офис Google с 2013 года возглавляет Юлия Соловьева — лингвист по первому образованию. Эта специализация сильно помогла в карьере, рассказывала топ-менеджер журналу Marie Claire в 2015-м: «Если ты говорил по-английски, достаточно легко было расти как внутри компании, так и находить новые места работы». Другие примеры руководителей с «гуманитарными» дипломами — историк Борис Добродеев во главе холдинга Mail.ru Group и выпускник факультета международных отношений МГИМО Максим Гришаков — гендиректор «Яндекс.Маркета».
Среди российских технологических предпринимателей тоже есть гуманитарии. Так, основательницы поглощенных «Яндексом» агрегатора скидок «Едадил» и Q&A-сервиса TheQuestion Наталья Шагарина и Тоня Самсонова — бывшие журналистки. А участница рейтинга Forbes, создательница интернет-магазина Wildberries Татьяна Бакальчук — в прошлом учительница английского языка. Ее компания в 2018 году заняла четвертую строчку в рейтинге самых дорогих компаний Рунета по версии Forbes с оценкой $1,2 млрд.
Неуязвимые профессии
«Через десять лет спрос на специалистов по гуманитарным наукам будет больше, чем на программистов и даже инженеров», — прогнозировал два года назад американский миллиардер Марк Кьюбан. По его мнению, наиболее уязвима финансовая сфера — технических специалистов из нее будет «вымывать» искусственный интеллект, эффективнее анализирующий большие данные. «Быть технологически подкованным уже недостаточно. На самом верху нужны люди, которые хорошо понимают бизнес-процессы», — говорил об этом феномене ИТ-директор консалтинговой компании Deloitte Ларри Куинлан американскому Forbes четыре. Проректор, директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергей Мясоедов подтверждает: подготовить людей к эффективному менеджменту и лидерству без привлечения широкого спектра гуманитарных дисциплин невозможно.