«Надо иметь ясную голову и немножко железных яиц»: антикризисные советы психолога Михаила Лабковского
В новом выпуске Forbes Digest на удаленке мы поговорили с одним из самых известных психологов в России, автором книги «Хочу и буду» Михаилом Лабковским о том, как он потерял кучу денег из-за коронавируса и не переживает об этом, что может спасти семьи от разводов в условиях самоизоляции и почему Ким Кардашьян не является лидером мнений
Добрый день, дорогие друзья. С Вами Forbes Digest на удаленке. В 2019 году у нас на сайте вышла статья «Феномен Лабковского. Как самый узнаваемый психолог России зарабатывает 130 млн рублей в год на лекциях о счастье?» Сегодня мы поговорим с ним о том, как сохранить это самое счастье и не сойти с ума в период коронавируса. Здравствуйте, Михаил. Первый вопрос такой: вам страшно?
Нет.
Почему вам не страшно, когда всем вокруг страшно?
Во-первых, потому что не всем вокруг страшно. Во-вторых, была такая реклама аттракциона «Восьмое чудо света». «Это страшно?» — «Нет. Это страшно интересно». В-третьих, как говорят за океаном, это новый экспириенс. Мы же не были в такой ситуации еще, она интересна же, правда? И не только для меня, а для других. А страшно, собственно, что должно быть — я не очень понимаю? Ну, карантин. Но он закончится. В каком месте бояться надо?
Например, в том месте, что многие люди сейчас лишаются источников дохода, предпринимателей заставляют платить зарплаты, при этом не работать. Грядет большой экономический кризис, многие люди останутся голодные, безработные, скорее всего, выйдут на улицу. Этого вы не боитесь?
Я не боюсь. Я уже потерял кучу денег, потому что у меня было последнее выступление в Тюмени, по-моему, 26 февраля — не помню. И после этого все закончилось, а у меня были расписаны гастроли по России, Прибалтике, Украине, Белоруссии и так далее. Я стал терять деньги каждый день, и много денег. И как-то я к этому спокойно отнесся, потому что, я думаю, даже те люди, которые скромно жили, и у них была возможность зарабатывать — я имею в виду, руки были, мозги были — они же никуда не делись, эта способность осталась при них. Наверное, будет какой-то период, как у нас говорят, экономика просядет на какое-то время, при этом очень много вакансий все равно будут задействованы, и те люди потом отряхнутся, встанут и пойдут дальше зарабатывать деньги.
Мы сейчас с вами говорим по видеосвязи. Насколько я понимаю, ваш основной доход был связан именно с очными выступлениями. Если вы уже опробовали новые бизнес-модели, связанные с онлайном — имеет ли это сейчас место, или это просто для того, чтобы поддерживать свою популярность, быть с людьми на связи и помогать им?
У меня не стоит вопрос поддержки популярности, я все-таки не музыкант и не актер, а психолог. Но то, что касается связи — да, мы пытаемся это делать, вебинары устраивать. Вот только что перед вами, за час, я сделал онлайн-трансляцию в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и в YouTube, но это безвозмездно, бесплатно. А вы, наверное, интересуетесь, как деньги зарабатывать?
Да, как вы, в частности, будете это делать.
Работать. Ну да, по поводу онлайн-лекций тоже думаем, но не все так просто, и я не уверен, что у людей к этому есть жгучий интерес. Но попробовать, конечно, надо будет.
Сейчас у многих людей, мне кажется, большие психологические проблемы. Как вы думаете, как выбраться из этой ситуации здоровым и еще, желательно, победителем?
Надо принимать эту ситуацию как свою, как кусок своей жизни. Знаете, говорят, когда человек попадает на зону, например, он тут же пытается оттуда вырваться, кричать: «Я случайно попал. Я вообще не с вами, сейчас разберутся, я выйду». А сидельцы ему говорят: «Отнесись к этому как к своему дому, как к своей жизни». У нас, слава Богу, срок сиденья небольшой, и сидим мы, собственно, у себя по домам в комфортных условиях. Тем не менее многие люди считают, что это у них на 5 минут, и вообще рвутся — внутренне они живут или тем, что было до карантина, либо тем, что на улице происходит. А им надо сказать себе: «Стоп, в ближайший месяц это и есть твой дом и твоя жизнь, начинай в этом доме жить совершено нормальной полноценной жизнью». Утром вставай, мойся, принимай душ, нормально завтракай, брейся, одевайся. Я не знаю, делай зарядку, смотри кино, читай, разговаривай, общайся и так далее. Просто пойми, что это твоя жизнь на такое время, не надо дергаться.
Не у всех комфортные условия, к сожалению. И сейчас многие предприниматели и бизнесмены обеспокоены тем, что они не смогут платить зарплаты. Соответственно, нормально завтракать не получится у многих. Может быть, если мы говорим не о самих предпринимателях, а о тех, кто у них работает — какой совет вы можете дать им? Потому что ваша знаменитая книга «Хочу и буду» здесь может не сработать, ведь обстоятельства вокруг диктуют иначе.
Это, может, вам диктует иначе, но это нормально. Если денег не будет, я скажу своим работникам, что денег нет и чтобы они рассчитывали на себя, это встретит понимание, я думаю. Если у человека с его командой плохие отношения, и у них нет дружеских отношений — как сейчас в Европе, например, другая штабная культура, то да, будут недовольства, выступления, работодатель будет называться, как в 1917 году, мироедом. Дальше люди, конечно, будут «возбухать», потому что все находятся в одной ситуации — и работодатели, и работники едят одно и то же, и все понимают, что это общая ситуация. Другой вопрос, что болезненность богатых людей заключается в том, что они всю жизнь пахали на это богатство, а оно на глазах тает. Вот это люди не могут вынести.
Надо сказать, что олигархи, как у нас их называют, судя по романам 19-го — начала 20-го века, вообще любят покончить с собой из-за разорения: просто любимое занятие, как только деньги заканчиваются, пойти куда-нибудь повеситься. Хочется спросить: «Товарищ, а что, деньги — это единственный смысл жить, что ли? Ну а как ты до этого жил без денег, пока их не заработал? Ты же не вешался в 5-м классе от того, что ты не миллиардер, правда? Что, сейчас стоит такая проблема?». Еще хочу сказать, Россия жила не просто плохо, там люди, я не знаю, животных ели во время голодомора. Поэтому я не думаю, что какие-то такие невозможные стрессы у людей могут быть. Может быть, люди из Монако будут сильно переживать. А люди из Смоленска или Ржева — не думаю.
От этого, возможно, появился и коронавирус — люди ели летучих мышей. Как контраргумент вам.
Китайцы, кстати, очень спокойно отнеслись. Я не знаю, может, у них тоже, конечно, самоубийства есть на почве разорения. Но, видите, уже преодолели одну вспышку вируса.
Вы можете этот кризис сравнить с каким-нибудь из последних?
Нет, вы знаете, так как мы с вами не застали 1918 год под знаком испанки — единственное, с чем его можно было бы сравнить, хотя практически тоже невозможно, потому что там была война и антисанитария, и очень многие люди погибли именно из-за войны и антисанитарии. Сейчас относительно мирное время и есть возможности практически у всех государств решать проблему медикаментозно, финансово и так далее, поэтому, честно говоря, сравнить не с чем. Не знаю, с чем сравнить. Ну, с эпидемией гриппа сравнить, с эпидемий сифилиса, полиомиелита, я не знаю с чем. Мне ничего в голову не приходит. Это не экономический кризис, это нельзя сравнить с 1998 годом или 1930-ми годами в США, это совершенно новое явление. Дай Бог, последнее такое.
Есть устойчивое выражение, что кризис — это время для новых возможностей. Как вы считаете, какими качествами нужно обладать, чтобы этими возможностями воспользоваться сейчас?
Здесь нужно иметь хладнокровие. Кстати, про фразу «кризис — это новые возможности», китайский иероглиф означает слово «кризис», тогда как именно в русском варианте кризис — это негатив, в китайском — это новые возможности. Когда человек хладнокровен, он ясно мыслит, попав в такую ситуацию, понимая, что, скажем, его экономическая область схлопывается, то есть та сфера, в которой он работал — неважно, наемный работник он или бизнесмен — предположим, его сфера сейчас подыхает. Нормальный человек, который и так умеет работать и зарабатывать, думает о том, чем он будет заниматься, когда всех выпустят на улицу. Это как езда на велосипеде: если человек умеет зарабатывать деньги, он будет их зарабатывать, но в другой форме, в другой сфере и так далее. Поэтому для этого надо иметь самое главное: хладнокровие, ясную голову и немножко железных яиц.
Как справляться со стрессом, если есть что терять, и ты многое сейчас теряешь? Что говорить самому себе? У нас многие предприниматели закрывают полностью бизнесы сейчас.
Конечно, я вижу, общепит уже закрыт, промтовары закрыты и так далее. Во-первых, сказать, что это не конец, это временные проблемы, потому что люди будут есть, будут одеваться, покупать автомобили. Они будут, кстати, еще покупать бриллианты и золото. Они все, что до карантина делали, будут делать и после карантина, это надо понять. Временные проблемы, может быть. Бизнес из-за этого форс-мажора может схлопнуться, но дальше он может опять начаться или, как я сказал ранее, вы можете попробовать себя в другой сфере. Поэтому… Я вспоминаю гениальный пример.