«Набат разума раздается по всему миру»: как Олимпия де Гуж стала прабабушкой феминизма
«Женщина-мужчина», «мужеподобная баба», «сумасшедшая», «куртизанка», «женщина без образования и морали» — так в годы Великой французской революции отзывались об Олимпии де Гуж, авторе «Декларации прав женщины и гражданки». Она была против института брака, стремилась доказать, что женщины ничем не хуже мужчин и выступала за прекращение работорговли.
«Могила любви и доверия»
7 мая 1748 года в семье мясника Пьера Гуза из города Монтобана родилась девочка по имени Мари. Во Франции XVIII века родиться девочкой значило, что ребенка ждала незавидная участь: женщина, особенно из низших слоев населения, воспринималась в первую очередь как дополнение к мужчине, а ее первоочередной задачей было заботиться о муже и детях.
Мари повезло: ее мать позаботилась о том, чтобы дочь получила домашнее образование. Сама Мари верила, что ее предназначение — стать писательницей. Она была убеждена, что ее отцом на самом деле был местный поэт и интеллектуал маркиз Жан-Жак Лефран де Помпиньян, от которого ей и передалась страсть к литературе. Но даже если маркиз и правда имел отношение к Мари, ее судьбой он совершенно не интересовался.
В 17 лет Мари выдали замуж против ее воли за офицера и местного дельца, 47-летнего Луи-Ива Обри. Луи-Ив был необразован и не интересовался литературой. Подчиненное положение жены и необходимость во всем повиноваться мужу вызывали у Мари отвращение.
Позже она напишет, что традиционный для ее эпохи брак — «могила любви и доверия», и предложит заменить его на гражданский договор между супругами. Она верила, что такой договор может защитить интересы обоих супругов, а не только мужчины. Кроме того, Мари считала, что нужно официально разрешить разводы. Эти идеи покажутся современникам революционными, и о них быстро забудут.
Через год после свадьбы, вскоре после того, как у пары родился сын Пьер, Луи-Ив утонул в реке. В 1770 году она переехала в Париж вместе с сыном: Мари хотела дать ему образование и реализоваться как писательница. Начало новой жизни ознаменовалось сменой имени и отказом от фамилии мужа. Так вместо Мари Обри появилась Олимпия де Гуж.
«Существа, которых общество не может терпеть»
В Париже у Олимпии появился влиятельный покровитель и любовник, Жак Бьетри де Розьер. Он предлагал Олимпии выйти за него замуж, но она отказалась несмотря на то, что про нее ходили неприятные слухи, — многие называли де Гуж обычной куртизанкой.
Олимпии было все равно: она не хотела снова связывать себя узами брака и считала, что женщина может сама выбирать, с кем встречаться и как жить. Кроме того, во Франции XVIII века замужняя женщина не могла публиковать литературные произведения без разрешения мужа. Олимпия же не хотела ставить под угрозу свою литературную карьеру. «Мужчины настаивают на том, что мы предназначены лишь для ведения хозяйства: проницательные и стремящиеся заняться литературой женщины являются существами, которых общество не может терпеть», — писала де Гуж в «Предисловии для дам, или Портрет женщины».
В Париже Олимпия посещала светские салоны и начала писать театральные пьесы, а также создала собственную театральную труппу, состоящую исключительно из женщин. Театр де Гуж был передвижным, спектакли играли в Париже и в его окрестностях. В 1785 году Олимпия написала одну из самых известных своих пьес — «Замора и Мирза, или Счастливое кораблекрушение». В пьесе рассказывалась история двух рабов, влюбившихся друг в друга: Замора и Мирза терпят унижения и издевательства, им приходится бороться не только за свою любовь, но и за жизнь. До Олимпии еще никто не делал рабов главными героями пьесы, для театра того времени это казалось революцией.