Андрей Щербинин — о выставке забытого художника Константина Кузнецова

ForbesРепортаж

«Мы вложили в проект €5,5 млн»: как бизнесмен Андрей Щербинин открыл миру «русского Моне»

Андрею Щербинину удалось открыть миру «русского Моне» — забытого художника XIX века Константина Кузнецова. В интервью Forbes Life предприниматель рассказал, каких инвестиций потребовало возвращение мастера и создание Фонда Кузнецова

Юлия Шампорова

Выставка "Константин Кузнецов. Париж, Бретань, Нормандия" в Государственной Третьяковской галерее Фото Дмитрия Коробейникова / ТАСС

В 1896 году наследник торговой фирмы «Братья Кузнецовы» Константин Кузнецов увидел картину Клода Моне, бросил прибыльный семейный бизнес и переехал во Францию, где посвятил себя живописи. Современники Кузнецова ставили его в один ряд с Ренуаром, он обучался у наставника Тулуз-Лотрека Фернана Кормона, участвовал в выставках, но к XXI веку имя художника оказалось забыто. Спустя более 100 лет заслуженно прославить Кузнецова в мировом культурном сообществе решил предприниматель Андрей Щербинин. Для него сохранение наследия художника стало делом всей жизни.

— Расскажите, пожалуйста, о своем бизнесе.

— Один из моих первых бизнесов заключался в продаже телекоммуникационного оборудования. Мы с партнерами создали компанию «ТехАргос» — лидера российского оборудования СОРМ. После его продажи я запустил проекты по строительству и аренде коммерческой недвижимости и начал инвестировать в отечественную IT-продукцию.

— Насколько известно, вы коллекционируете русскую живопись. Как началось это увлечение, большая ли у вас коллекция?

— Я коллекционирую картины уже 17 лет, интерес к искусству появился еще в университете. Все началось с картин советского периода — я довольно часто покупал работы на аукционах. Однажды я увидел картину с комбайном, который идет по полям и убирает пшеницу — купил ее, и так все началось. Это была работа Льва Земскова «Комбайн на фоне закатного солнца» середины 1960-х годов. Сейчас в моей коллекции более 300 работ советских художников: Сергея Лучишкина, Екатерины Зерновой, Николая Горлова, Игоря Рубинского, Ростислава Барто и других. Тема картин: техника, тракторы, машины, связь и связисты — такое мужское коллекционирование.

— Это логично, учитывая, чем вы занимаетесь, но как в этом ряду появились работы Кузнецова? Ведь его картины — совершенно другого жанра и эпохи.

— Пока не начался всемирный карантин, я часто ездил в путешествия по Европе. В 2014 году я был в Париже и зашел в небольшую галерею, где мне предложили работы Кузнецова, когда поняли, что я русский. Полотна были не в самом хорошем состоянии и покрыты темным лаком — от старости он изменил свои свойства, отчего картины выглядели очень темными. Я позвонил искусствоведу Константину Ещеркину, чтобы посоветоваться. Тогда мы были мало знакомы, но позднее он стал директором Фонда Кузнецова. Костя сказал, что художник малоизвестный, но работы интересные. Мы подумали, что раз это произведения XIX века, то картины надо брать. Я быстро принял решение и купил сразу 40 картин.

До сих пор непонятно, как работы оказались в той галерее — Кузнецов, будучи выходцем из обеспеченной семьи, не продавал свои произведения. Потомки художника организовывали выставки — в частности, в парижской галерее Кати Гранофф (французская поэтесса российского происхождения, основательница галереи Larock-Granoff. — Forbes Life). Есть мнение, что они расплачивались с галереей этими работами. Я привез картины в Россию — узнал, как их перевозить, как проходить таможенное оформление. Я упоминал, что все картины были покрыты темным лаком, — мы с коллегами смотрели на них и думали, что же там изображено. Сами холсты были в хорошем состоянии, и мы решили отдать их реставратору, который смыл слои лака. Когда мы увидели полотна после реставрации, то были восхищены их красотой.

Андрей Щербинин
Андрей Щербинин / DR

— После того как у вас появились эти картины, вы заинтересовались художником и решили узнать, что стало с его наследием. Получилось целое культурологическое расследование! Почему для вас это было важно?

— Когда мы увидели две отреставрированные картины, то были поражены их энергией, богатством красок. Нам захотелось больше узнать об их авторе. Костя привлек к работе искусствоведа Екатерину Усову, и начался увлекательный детектив по сбору информации о Кузнецове. В открытом доступе про него практически ничего не было. Искали в архивах, в Исторической библиотеке, в Ленинке (

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Цирцея и Фея Моргана: как героини древних мифов вдохновляют современных писательниц Цирцея и Фея Моргана: как героини древних мифов вдохновляют современных писательниц

Шесть современных произведений, которые переосмысляют легендарные сюжеты

Forbes
Опера оперу Опера оперу

Ксения Рождественская о фильме «Нос, или Заговор “не таких”»

Weekend
Рассвет встречала на Эвересте, а закат на Лхоцзе. Как альпинистка Алина Пекова завоевала «Корону Земли» Рассвет встречала на Эвересте, а закат на Лхоцзе. Как альпинистка Алина Пекова завоевала «Корону Земли»

Альпинистка Алина Пекова — о местах силы и планах на будущее

СНОБ
Воссозданные частицы дымки Титана помогут понять, как зародилась жизнь на Земле Воссозданные частицы дымки Титана помогут понять, как зародилась жизнь на Земле

Изучение атмосферы Титана может дать важные ключи к разгадке стадий эволюции

Популярная механика
6 ошибок при использовании солнцезащитного крема: запомните и никогда так больше не делайте 6 ошибок при использовании солнцезащитного крема: запомните и никогда так больше не делайте

Рассказываем, что делать с солнцезащитным кремом не надо

ТехИнсайдер
Вот была бы дисциплина... Вот была бы дисциплина...

Как и зачем воспитывать дисциплину у детей?

Домашний Очаг
Светлая сторона силы Светлая сторона силы

Елена Горенштейн оформила квартиру в светлой гамме

AD
Юбку дома забыла! Как и за какие наряды высмеивали москвичек XIX века Юбку дома забыла! Как и за какие наряды высмеивали москвичек XIX века

За какие платья рисовали карикатуры на наших прапрабабушек?

Cosmopolitan
IPO с нулевой суммой IPO с нулевой суммой

Кто платит за праздник доходностей на рынке первичных размещений

Forbes
Графен — источник бесконечной энергии: революция в энергетике Графен — источник бесконечной энергии: революция в энергетике

Графен может вырабатывать энергию с помощью окружающей среды

Популярная механика
Правила жизни Артура Кларка Правила жизни Артура Кларка

Правила жизни писателя-фантаста Артура Кларка

Esquire
Как становятся стендап-комиками: разговор со стендапером Никитой Некрасовым Как становятся стендап-комиками: разговор со стендапером Никитой Некрасовым

Никита Некрасов — путь комедианта нелегкий, но очень увлекательный

Playboy
«Коммерческий успех беспилотников возможен — надо просто запретить ездить людям» «Коммерческий успех беспилотников возможен — надо просто запретить ездить людям»

Интервью с президентом российской компании StarLine Темуром Аминджановым

VC.RU
«Нос, или Заговор «не таких» Андрея Хржановского: грандиозная киноопера про силу искусства «Нос, или Заговор «не таких» Андрея Хржановского: грандиозная киноопера про силу искусства

Чего стоит ждать от анимационного проекта, на реализацию которого ушло 50 лет

Forbes
Не только Шейха Моза: восточные красавицы, которые навсегда изменили мир Не только Шейха Моза: восточные красавицы, которые навсегда изменили мир

Восточные женщины, которые, вопреки всем предрассудкам, смогли изменить мир

Cosmopolitan
Сторисмейкеры: показать свою жизнь Сторисмейкеры: показать свою жизнь

Зачем люди делятся своей жизнью в сторис и наблюдают за жизнью других?

Здоровье
В экспериментах на на Большом адронном коллайдере найдены 4 новых субатомных частицы В экспериментах на на Большом адронном коллайдере найдены 4 новых субатомных частицы

С помощью БАК обнаружили 59 новых частиц-адронов, в том числе бозон Хиггса

Популярная механика
10 самых плохих российских фильмов. Издание третье, исправленное и дополненное 10 самых плохих российских фильмов. Издание третье, исправленное и дополненное

Отечественное кино не прекращает попыток нащупать дно

Maxim
Созвездие рекламы Созвездие рекламы

Почему разработчики ионных двигателей занялись проектом космической рекламы

Популярная механика
Постсоветская эстетика, эпатаж модной индустрии и новая жизнь Balenciaga: что нужно знать о дизайнере Демне Гвасалии Постсоветская эстетика, эпатаж модной индустрии и новая жизнь Balenciaga: что нужно знать о дизайнере Демне Гвасалии

Что стоит знать о Демне Гвасалии

Esquire
Загадка, сэр! Загадка, сэр!

«Кэмпденское чудо» Англии

Дилетант
Классики и современники Классики и современники

Брунелло Кучинелли делится своими мыслями о прошлом, будущем и вечном

Grazia
Наночастицы против рака: прорыв в онкологии Наночастицы против рака: прорыв в онкологии

Как онкологи синтезируют наночастицы, которые позволяют удалять опухоль

Популярная механика
Чем нам грозят социальные сети и мобильная связь Чем нам грозят социальные сети и мобильная связь

Как технологии нарушают неприкосновенность частной жизни и что с этим делать

Популярная механика
Детки-конфетки Детки-конфетки

Как научить детей есть так, чтобы у них не было лишнего веса?

Худеем правильно
Как понять, что твой кот тобой доволен Как понять, что твой кот тобой доволен

Сигналы, которые говорят о том, что твой кот счастлив

Maxim
Затемнители и прагматики: почему борьба против закона о просвещении имеет смысл Затемнители и прагматики: почему борьба против закона о просвещении имеет смысл

Механизмы регулирования просветительской деятельности остаются неясными

Forbes
«Июльский дождь» 55 лет спустя. Главный фильм Марлена Хуциева снова в прокате «Июльский дождь» 55 лет спустя. Главный фильм Марлена Хуциева снова в прокате

«Июльский дождь» — главный фильм о хрущевской оттепели

СНОБ
Весеннее обновление: как перекрасить стены, если вы никогда этого не делали, — 5 простых шагов Весеннее обновление: как перекрасить стены, если вы никогда этого не делали, — 5 простых шагов

Как самостоятельно перекрасить стены

Esquire
Игра света и тени Игра света и тени

Пентхаус в современном стиле

SALON-Interior
Открыть в приложении