«Мы не заложили кучу рисков и чуть не поседели»: как построить завод в России и понять, нужно ли бизнесу собственное производство
Как понять, что бизнесу пора открывать свое производство, и не наделать ошибок в процессе его создания — в колонке для Forbes рассказывает основатель фудтех-сервиса Grow Food Павел Паскарь
Компания Grow Food была основана в 2015 году Даниэлем Гальпером и Павлом Паскарем. Партнеры придумали доставлять на дом здоровую еду, сидя как-то вечером в баре, и вложили на старте по 100 000 каждый. В 2019 году оборот Grow Food, по их собственным данным, составил 1,95 млрд рублей.
Создание собственного производства — капиталоемкая история, особенно если вы хотите создать завод в «чистом поле». Так, на строительство первой фабрики Grow Food в Колпине (пригороде Санкт-Петербурга) ушло 200 млн рублей — мы не заложили кучу рисков и чуть не поседели. Чтобы понять, нужно ли тратить такие ресурсы — как денежные, так и психологические — оцените свою бизнес-модель.
Вот две основные ситуации, когда точно стоит заводить свое производство:
-
Без него ваша компания не выживет. Мы много лет отдавали производство на аутсорс, но теряли в широте ассортимента и цикле ротаций. Поиск позиций, подрядчиков и переговоры о поставках нужно было совмещать с постоянной заменой блюд. Иначе меню наскучило бы пользователям и аудитория бы сократилась.
Российские производства не смогли «запараллелить» эти процессы. Задачу усложняло и то, что наборы блюд должны быть приготовлены по одинаковым стандартам и приезжать системно, в одно и то же время. Так мы поняли, что экономика проекта обречена на провал без своего производства. - Повышение маржинальности. Если у сервиса уже есть ассортимент продуктов от сторонних подрядчиков, который позволяет нарастить ядро аудитории, следующий шаг — собственное производство. Это позволит сократить долю маржи, которая идет поставщикам, и создать свою линейку продуктов.
Где разместить производство
Следующий этап — выбор модели, по которой будет работать ваше производство. Например, децентрализованная модель по концепции dark kitchen («темная кухня» — кухня, которая готовит еду только на доставку. — Forbes) поможет снизить расходы на оборудование и команду. Централизованная модель с единой фабрикой предполагает значительные инвестиции: экономика будет лучше, но лишь при большом масштабе.
Теперь к деньгам: минимальный порог входа для создания своего пищевого производства — 5–10 млн рублей. Этого бюджета хватит на небольшой цех, который справится с ограниченным ассортиментом позиций. Одна кухня для производства по концепции «темной кухни» обойдется примерно в 2–4 млн рублей.
Предположим, что бизнес готов к масштабированию и у вас есть ресурсы на создание завода по централизованной модели. Тогда перед вами два пути строительства:
- Поиск существующего объекта. Алгоритм такой: находите подходящее здание и заключаете договор долгосрочной аренды. Затем фактически «возводите» внутри объекта новую фабрику.
- Возведение завода «в поле». Этот способ популярен у больших иностранных компаний. Они находят и покупают земельный участок, к которому уже подведены ресурсы — вода, газ, электричество. Затем на нем строят «коробку» завода с нуля: закладывают фундамент, возводят здание, завозят оборудование.