Музыкальная эстетика заводов от саунд-дизайнеров: как записать чистый звук машины
Кто такие саунд-дизайнеры и что такое сонорные объекты? Почему промышленные производства объявили охоту на звуки? Какое оборудование понадобится для аудиозаписи на заводе? И какие программы использовать для обработки звуков?
На вопросы отвечают Василий Бивойс и Андрей Попеску, основатели музыкального стартапа Svoboda Zvuka, проекта «Индустриальная эстетика» и спикеры профессии «Sound designer» в Skillbox.
Музыкальность повседневности
Многие видели в интернете ролики, в которых красивую мелодию исполняет “ансамбль” повседневных предметов: посуда, металл, газонокосилка. Это яркий пример работы саунд-дизайнеров — специалистов, которые создают и управляют звукошумовыми эффектами для кино, рекламы, компьютерных игр и постпродакшена других видов цифрового искусства.
Сегодня к саунд-дизайну начинают все чаще обращаться с самой неожиданной стороны: спрос на поимку своего уникального звучания появился у общественных пространств, гостиниц, университетов и даже производств. Всё, что издает звук — это сонорные объекты, а значит, они могут стать предметом исследования саунд-дизайнеров. Например, парк — это целая экосистема разных звуков: поющих птиц, бегущего ручья, тлеющего костра и играющих в волейбол людей. В дальнейшем пойманные звуки используются для видеороликов, оформления сайтов и социальных сетей, как дополнительный крючок для привлечения аудитории и способ выделиться среди конкурентов.
Вооружившись рекордером и ветрозащитой, записать интересные звуки дома, на прогулке или в офисе сможет каждый. Немного практики, и уже через короткое время человек сможет собрать собственную библиотеку звуков. И даже начать на этом зарабатывать, продавая звуковые дорожки на стоках.
Но перед профессиональными саунд-дизайнерами встают и более сложные задачи, например, записывать звуки по заказам промышленных предприятий. Красоту производств впервые заметили в XIX веке. Авангардный итальянский композитор Луиджи Руссоло создал новаторский манифест «Искусство шумов», связав музыкальную эволюцию с техническим подъемом и ростом числа машин. Исследователь пришел к выводу, что человеческое акустическое восприятие тоже развивается. Если в древности люди слушали мелодии ручья, то сегодня звук становится жестче, экспериментальнее. А наше восприятие терпимее и изощреннее. Границы красивого и приятного слуху раздвигаются. Сегодня в нелегком деле производственного саунд-дизайна впереди планеты всей японцы. Они снимают впечатляющие видеоролики о своих технологических производствах и снабжают их реальными записями звуков работающих машин.