Артем Дервоед о гитарной музыке и о том, как складываются судьбы гитаристов

МонокльРепортаж

Артем Дервоед: «Солистом нужно родиться»

Один из самых титулованных гитаристов России — о гитарной музыке и о том, как складываются судьбы гитаристов

Вячеслав Суриков

Гитарист Артем Дервоед — обладатель 16 первых премий на престижных международных конкурсах. Фото: из личного архива Артема Дервоеда 

Артем Дервоед — выпускник Российской академии музыки имени Гнесиных (класс заслуженного артиста РФ, профессора Николая Комолятова), обучался в академии «Киджиана» (Сиена, Италия) у Оскара Гильи — ученика Сеговии и в Гитарной академии Кобленца (Германия) у Аниелло Дезидерио. Лауреат престижных международных конкурсов и обладатель 16 первых премий. Среди конкурсов — имени Микеле Питталуги (Италия), принцессы Кристины (Испания), Александра Фраучи (Россия), конкурсы BostonGuitarFest (США), StefanoStrata — Città di Pisa (Италия), GuitarGems (Израиль) и другие.

Он сооснователь и артистический директор Московского международного фестиваля «Виртуозы гитары». Это главный фестиваль академической гитарной музыки в России. На XVIII фестивале в Концертном зале имени П. И. Чайковского в исполнении Артема Дервоеда и симфонического оркестра имени Евгения Светланова под управлением Клемана Нонсье прозвучала мировая премьера Dies Irae — фантазия для гитары с оркестром Никиты Кошкина. После концерта «Монокль» поговорил с музыкантом о гитарной музыке и о том, как складываются судьбы гитаристов.

— В симфоническом оркестре и струнные, и духовые инструменты звучат громче гитары и по отдельности, и тем более когда играют одновременно. Как вы с этим справляетесь?

— Жанр «гитара с оркестром» появился в начале девятнадцатого века, и непонятно, как тогда гитаристы решали эту проблему. Можно только догадываться, что никому бы не пришло в голову написать музыку для гитары и такого состава оркестра, который был у меня на премьере Dies Irae Никиты Кошкина — были струнные инструменты, были духовые — деревянные, не медь, и флейта была другой, и смычки были другие, поэтому гитариста было хорошо слышно. Пример тому — итальянец Мауро Джулиани, один из первых ярких классических гитаристов. После первого концерта для гитары с оркестром, написанного в Вене, куда он приехал делать карьеру — там на тот момент был центр музыкальной вселенной, он сочинил еще два. Если бы первый провалился, Джулиани бы этого не сделал.

Сейчас все движется в сторону увеличения громкости. В XIX веке pianoforte (молоточковое фортепиано по-итальянски. — «Монокль») не было таким громким, как сейчас: оно было меньше размером, и у него было намного более теплое звучание. И гитара тоже становится громче, но догнать своих струнных «соплеменников» она не может — настолько громко гитара даже сейчас не умеет звучать. Но появились хорошие микрофоны, хорошие усилители, хорошие динамики — благодаря им мы можем играть даже с таким составом, в исполнении которого прозвучала моя мировая премьера. Меняется конструкция гитары, появляются усилители, предназначенные именно для классической гитары и сохраняющие ее тембр. При всем разнообразии гитар классическая пленит своим звуком — это теплое полифоническое звучание. Оно сродни человеческому голосу, и это одна из главных cоставляющих ее успеха. Сейчас я нашел одного французского мастера, который делает и гитары, и звукоусиление к ним. Он, хитрец, сделал так, что его чудозвукоусиление работает только с его гитарами. И я загорелся: мне срочно нужна эта гитара.

— Выходит, что эволюция акустических инструментов происходит за счет симбиоза с электроникой.

— Конструкторы постоянно ищут возможности увеличить громкость музыкальных инструментов — и гитары, и рояля. Есть очень много противников: «Как же так? Гитара — тихий инструмент, а эти современные гитары так орут!» Но сравните тембры звучания pianoforte девятнадцатого века и современного Steinway grand piano: это небо и земля. И все к нему привыкли, хотя, на мой взгляд, музыка Шуберта звучит намного приятнее на pianoforte, чем на современном рояле. С гитарой то же самое: да, она становится громче. Каким-то мастерам удается сохранить, по меньшей мере приблизительно, тот самый тембр, который мы полюбили в двадцатом веке — именно тогда сложилось ее звучание и конструкция, — кому-то это удается меньше.

— Что происходит с гитарой? Как меняется ее конструкция?

— Все строится на усовершенствовании верхней деки. Для гитары это «мотор». Все идеи сводятся к тому, чтобы сделать этот мотор легким и максимально упругим. Одна из концепций предполагает решетчатую систему пружин, другая — с применением материалов, разработанных для авиакосмической промышленности. В том числе Nomex — очень жесткий материал и при этом невероятно легкий.

Дека создается из нескольких слоев по принципу сэндвича: два очень тонких слоя, из ели или кедра, а между ними Nomex, по своей структуре напоминающий пчелиные соты. И это дает верхней деке невероятную легкость, но при этом жесткость и упругость, благодаря чему звук становится громче.

— Гитара для концертов и для студийных записей — это разные инструменты?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Рубль может объявить шах и мат доллару Рубль может объявить шах и мат доллару

Самыми вероятными кандидатами на смену доллару остаются юань и рубль

Эксперт
Полибромированные дифениловые эфиры связали с повышенным риском смерти от рака Полибромированные дифениловые эфиры связали с повышенным риском смерти от рака

Смерть от рака и содержание полибромированных дифениловых эфиров в крови

N+1
Такой непростой насморк Такой непростой насморк

Как облегчить течение аллергического ринита?

Здоровье
«Справедливый мир»: почему мы осуждаем жертв насилия «Справедливый мир»: почему мы осуждаем жертв насилия

Почему многие люди склонны защищать тех, кого обвинили в насилии?

Psychologies
«Белая нефть» XXI века «Белая нефть» XXI века

Литий твердо занял важное место в хозяйственной жизни людей

Знание – сила
Одинокий ужас человека Одинокий ужас человека

Почему ни одна антиутопия не обходится без параноика

Weekend
Технологии безопасности Технологии безопасности

Как компании повышают надежность нефтепроводов

Наука
В стране невыученных налогов В стране невыученных налогов

Почему блогеры стали целевой аудиторией ФНС

Деньги
PL Storage PL Storage

PL Storage — склад фэшн-идей каллигра-футуриста покраса лампаса

Собака.ru
«Мы вместе благодаря Божьему промыслу… и велосипеду»: история женщины, которая нашла любовь в 70 лет «Мы вместе благодаря Божьему промыслу… и велосипеду»: история женщины, которая нашла любовь в 70 лет

История нашей героини доказывает, что встретить суженого можно и в 70 лет

Psychologies
Ваш район влияет на риск развития сердечно-сосудистых заболеваний! Вот что нужно знать Ваш район влияет на риск развития сердечно-сосудистых заболеваний! Вот что нужно знать

Как социальная группа влияет на здоровье людей?

ТехИнсайдер
В скелете вымершего псового с патагонского погребения заподозрили останки питомца индейцев В скелете вымершего псового с патагонского погребения заподозрили останки питомца индейцев

Индейцы, возможно, держали вымерших псовых Dusicyon avus в качестве компаньонов

N+1
Французский аристократ описал процесс эволюции за 100 лет до Дарвина Французский аристократ описал процесс эволюции за 100 лет до Дарвина

Удивительный ученый, который предвосхитил теорию эволюции Дарвина на сто лет

ТехИнсайдер
Локальное потепление. Как в СССР пришла оттепель и что она изменила Локальное потепление. Как в СССР пришла оттепель и что она изменила

Каким урокам нас научила оттепель?

СНОБ
Диба Заргарпур: «Отражения нашего дома». Отрывок из дебютного романа Диба Заргарпур: «Отражения нашего дома». Отрывок из дебютного романа

Книга стала дебютом для Дибы Заргарпур о ее афгано-узбекском наследии

СНОБ
Растворить свое ненавистное «я»: как мизогиния поддерживает алкоголизм Растворить свое ненавистное «я»: как мизогиния поддерживает алкоголизм

Отрывок из книги «Зависимая. Реальная история выздоровления»

Forbes
Темная история Темная история

Нарушение пигментации встречается у 70% людей, но из-за чего она возникает?

Лиза
«Не держите сцепление выжатым, убьете»: это правда или миф «Не держите сцепление выжатым, убьете»: это правда или миф

«Не держите сцепление выжатым!» Мы имеем дело с очередной страшилкой

ТехИнсайдер
Художник Брис Эссо: Я — творческая машина Художник Брис Эссо: Я — творческая машина

Ключевой замысел проекта «W. E. — World’s End» — идеологическое единство мира

СНОБ
Урал Бажова Урал Бажова

Как Павел Бажов собрал и сформулировал образ Урала

Знание – сила
Человек играющий, или страницы древней истории спорта Человек играющий, или страницы древней истории спорта

Спорт был всегда частью культурной жизни человечества

Зеркало Мира
Женское предпринимательство в арабских странах: как женщинам в России общаться с деловыми партнерами в Дубае Женское предпринимательство в арабских странах: как женщинам в России общаться с деловыми партнерами в Дубае

Как женщинам, особенно иностранкам, открыть свой бизнес в арабских странах

Inc.
Иван Гончаров. Принц де Лень Иван Гончаров. Принц де Лень

Свои любовные болезни Иван Гончаров скрывал, считая их стыдными и недостойными

Караван историй
Семинарист, журналист, революционер Семинарист, журналист, революционер

У Булгакова Петлюра предстаёт персонажем мистическим, почти Антихристом

Дилетант
Что происходит с организмом, если долго хранить девственность Что происходит с организмом, если долго хранить девственность

Вредно ли для организма долго жить с девственностью или нет?

Psychologies
Галлицы опылили крошечные цветки орхидеи оберонии Галлицы опылили крошечные цветки орхидеи оберонии

Ранее считалось, что галлицы не опыляют орхидеи, но это оказалось не так

N+1
Прощайте, ГЭС: как Америка поворачивает историю рек вспять Прощайте, ГЭС: как Америка поворачивает историю рек вспять

За последние четверть века американцы лишились уже более 2000 водохранилищ

ТехИнсайдер
Печальные антропики Печальные антропики

Иван Чемакин: бриколаж как принцип

Weekend
Выдавливание эпителия бронхов назвали ключевым механизмом патогенеза астмы Выдавливание эпителия бронхов назвали ключевым механизмом патогенеза астмы

В основе патологических процессов при астме лежит выдавливание эпителия бронхов

N+1
«Если что-то я оставлю после себя – это дети и фильмы» «Если что-то я оставлю после себя – это дети и фильмы»

Наталия Кончаловская взяла интервью у отца, режиссера Андрея Кончаловского

Правила жизни
Открыть в приложении