«Мне не по душе снос гостиницы «Россия»: голландский архитектор о том, как похорошела Москва за последние 10 лет
Что не так с российскими аэропортами и парком «Зарядье? Где в Москве проводят время подростки? В рамках Московского урбанистического форума мы поговорили с голландским архитектором Рейниром де Графом, написавшим книгу о том, как в России архитектура выживает в условиях бюрократии и коррупции
Рейнир де Граф, основатель исследовательского бюро АМО и партнер одного из самых известных архитектурных бюро Рема Колхаса АМО, в начале 2010-х вел ряд проектов в России, преподавал на «Стрелке», участвовал в жизни «Сколково». В его книге Four Walls and a Roof: The Complex Nature of a Simple Profession отдельная глава посвящена проблемам градостроительства в Москве. Архитектор Анастасия Колчина обсудила с де Графом главные проблемы современной архитектуры в целом — и московской в частности.
Как вы находите Москву в 2019 году? Нравится ли вам, например, парк «Зарядье»?
Это два очень серьезных вопроса. Мне, наконец, удалось побывать в парке и внимательно его рассмотреть только вчера во время конференции. Я знаю, что этот проект планировался очень давно. Когда я впервые оказался в Москве, как мне кажется, это было в 2000-м году, на месте парка «Зарядье» еще была гостиница «Россия». Тогда ее собирались сносить. Я хорошо помню, какие споры велись вокруг этого проекта, но к сожалению, мне так не удалось побывать на этом месте во время стройки. Впервые я увидел парк вчера — и подумал, что получилось отлично: такое встраивание общественного пространства в городской ландшафт — обязательный пункт программы модернизации больших городов.
В самом парке нет ничего плохого, но его в основе его строительства — осознанная попытка стереть конкретную — и очень важную — часть русской истории. Насколько я знаю, такие же споры ведутся по поводу здания Третьяковской галереи на Крымском валу, которое, москвичи тоже невзлюбили, как и гостиницу «Россия». Но для меня оба эти здания являются неотъемлемой частью московского ландшафта и связаны с определённым периодом в истории страны, а потому заслуживают, чтобы их не сносили, а сохранили или перестроили, даже если снос означает появление прекрасного парка.
А в самом парке нет ничего плохого, как нет ничего плохого в проекте Diller Scofidio + Renfro. Это великолепный пример современно архитектуры, парк очень хорошо спроектирован и продуман. Просто мне не по душе сам факт сноса гостиницы «Россия», так что я всегда буду смотреть на парк сквозь эту призму. Но почему вас интересует мое мнение по поводу парка «Зарядье»?
Это просто хорошая тема для начала разговора. Когда вы начинали вести образовательную программу на «Стрелке», вы могли предположить, насколько быстро поменяется Москва? Что через каких-то 5-6 лет здесь появится такое количество совершенно разных общественных пространств? И считаете ли вы, что приложили к этому руку?
Мне кажется в Москве общественных пространств как таковых всегда было достаточно. Мы начали [образовательную] программу на «Стрелке» в 2010-м году, и по результатам исследования тех лет оказалось, что по сравнению с Лондоном и Парижем, в Москве общественных пространств гораздо больше. Можно рассуждать об их качестве и состоянии, но парков и бульваров Москве всегда хватало.
Идея студии, которую мы запустили, состояла в том, чтобы определить какие дизайнерские решения нужны в городе, где общественных пространств много. В большинстве случаев, появление общественного пространства — это появление нового места, но уже приватизированного. Думаю, здесь сохранилось большое количество объектов коммунистического наследия, которые оказалось довольно сложно поддерживать в должном состоянии, а потому было принято решение разделить обязанности и выбирать, на что тратить свои силы, а что лучше делегировать частным владельцам.
С 2009 по 2013 я проводил здесь неделю каждый месяц. Получается, что я приезжал В Москву довольно часто. Но затем закончилось наше сотрудничество со «Стрелкой» и «Сколково», где я работал, а также завершились мои собственные проекты. В последние 6 лет я редко бывал в Москве. А потому я уверен, здесь появилось много такого, о чем я не знаю.
У нас появилось поначалу очень хорошее пространство на Хохловской площади, созданное по проекту французского архитектора. Там находится фрагмент древней крепостной стены. Но теперь это место исключительно для подростков. Они создали аккаунт в Инстаграмме, начали там что-то публиковать и придумывать свои правила. Затем там появился другой YouTube-блогер — и устроил скандал по поводу распития алкогольных напитков и курения. Конечно, жителям района все это не нравится.