Вся наша жизнь — шоу
Самым ярким представлением прошлого года стал Чемпионат Мира по футболу, но не все знают, что в подготовке последних мундиалей на первых ролях стоят россияне. МТ встретился с постановщиком шоу открытия турнира 2018 года, художественным руководителем и главным режиссером «Ленинград Центра» Феликсом Михайловым.
Ничто на нашей планете не привлекает внимания такого количества зрителей, как чемпионат мира по футболу. Аудитория турнира в Катаре составила 4 миллиарда человек (для сравнения Олимпиаду-2022 года посмотрели 2,1 миллиарда землян). За право показать свое мастерство половине человечества борются не только лучшие спортсмены, но и постановщики шоу со всего мира. И неизменно победу в этом соревновании одерживают россияне. В Катаре над шоу работала основанная Александром Усом и Алексеем Розовым студия Sila Sveta, в России в 2018 году режиссером открытия был наш собеседник — Феликс Михайлов.
Феликс, расскажите, в чем основная сложность создания шоу для открытия такого турнира, как чемпионат мира? Дело в том, что ограничения и технические требования, которые необходимо учитывать при создании этого шоу, по своей сути противоречат возможности сделать что-то сложносочиненное и технологичное. А главное, происходит всё действие при дневном свете, то есть ты ограничен в использовании визуальных эффектов. Это и есть самое сложное. Впрочем, церемонии и открытия, и закрытия в Катаре впервые в истории проходили в темное время суток, что позволило постановщикам использовать и проекцию на поле, и достаточно эффектную работу со светом.
Когда вы работали над шоу в 2018 году, чем вы в первую очередь вдохновлялись?
Прежде всего мы пересмотрели все церемонии прежних чемпионатов мира: что на них происходило, какими визуальными средствами и спецэффектами пользовались постановщики. И, конечно, я вдохновлялся церемониями, созданными нашей российской командой на Олимпийских играх в Сочи. Было важно справиться со всеми, достаточно жесткими и некомфортными для постановки, требованиями организаторов. На нашем чемпионате шоу заканчивалось ровно перед церемонией выноса флагов, после которой начиналась игра. Следовательно, мы не могли повредить поле, так как времени на исправление дефектов не предполагалось. Главным было придумать образы, элементы декораций, которые смотрелись бы эффектно в светлое время суток, ведь солнце очень ярко освещало стадион. Мы искали фактуры, которые интересно работают при солнечном свете, использовали отражающие поверхности. Родилась идея на церемонии закрытия собрать из небольших элементов большой экран и показать кадры со всего чемпионата.
Болельщики, в отличие от театральных зрителей, очень эмоциональны и заряжены. Как это влияет на то, что вы для них готовите?
Специфика в том , что ты должен задать ритм церемонии, она должна идти в темпе, не расслабляя ни на секунду. Важно просчитать вау-эффекты, удивлять.
Футбол на протяжении всей своей истории помогал людям забывать о сложностях жизни, на 90 минут попадать в мир, где нет бедности и бед. Спектакли и шоу тоже помогают нам псхологически перезагрузиться. Вы заметили, что в 20-е годы XXI века зритель стал еще больше нуждаться в такой перезагрузке и сказке?