«Математика с дурацкими рисунками. Идеи, которые формируют нашу реальность»
Математика лежит в основе всего на свете: лотереи, рецептуры шоколадных пирогов и выборов. Обратившись к математике, можно разобраться, почему «Звезда смерти» — это одна из самых спорных конструкций в истории, а заядлые игроки очень редко выигрывают в лотерею. В книге «Математика с дурацкими рисунками. Идеи, которые формируют нашу реальность» (издательство «Альпина нон-фикшн»), переведенной на русский Алексеем Огнёвым, преподаватель Бен Орлин с помощью понятных ситуаций и ярких примеров, а также собственных иллюстраций объясняет сложные и глубокие математические идеи. N + 1 предлагает своим читателям ознакомиться с отрывком, в котором рассказывается, почему покупка лотерейного билета почти всегда означает потерю денег, а не прибыль.
Десять встреч в очереди за лотерейным билетом
Ах, лотерейный билет. Cертификат оптимизма, казначейская облигация Министерства надежды. Зачем держаться за потрепанную однодолларовую купюру с загнутыми уголками, если можно обменять ее на непредсказуемую сумму от нуля до $50 млн?
Если для вас это звучит непривлекательно, что же, вы и все человечество будете просто вынуждены поменять свое мнение.
Должен признаться, я потратил на лотерейные билеты меньше денег за всю жизнь (семь долларов), чем на круассаны за текущий месяц (не спрашивайте сколько). Тем не менее ежегодно в лотерею играют около половины взрослых американцев. Это не та половина, о которой вы, вероятно, подумали. Люди с ежегодным доходом $90 000 играют чаще, чем те, кто зарабатывает меньше $36000. Те, у кого есть степень бакалавра, играют чаще, чем те, у кого ее нет. Больше всего денег на лотерею расходуют жители моего родного штата Массачусетс: пристанище обеспеченных, суперобразованных либералов, которые тратят на лотерейные билеты за год в среднем по $800 на человека. Играть в лотерею, как и смотреть футбол, судиться с соседями или распевать национальный гимн, — это американский вид досуга, и ему предаются по разным причинам.
Идем, составьте мне компанию в очереди за лотерейным билетом, и мы исследуем многогранную привлекательность инвестиций с шансом на коммерческий успех.
Заядлый игрок
Смотрите-ка! Это Заядлый Игрок, который покупает лотерейные билеты по той же причине, по какой я покупаю круассаны: не ради пропитания, а ради удовольствия.
Возьмем для примера популярную в Массачусетсе лотерею «Приз $10 000 наличными». Гениальное название. Поставьте рядом слово «приз» и число 10 000, и вы никогда не прогадаете, о чем бы там ни шла речь дальше. К тому же иллюстрация на лотерейном билете за один доллар выглядит как фото в ночном рейв-клубе, распечатанное на цветном принтере. На обороте вы найдете следующую сложную таблицу шансов на победу.
Сколько выиграет ваш билет? Ну, пока что мы не в курсе. Может быть, $10000; может быть, пять долларов; может быть (я имею в виду «скорее всего»), ничего.
Было бы неплохо оценить выигрыш с помощью одного-единственного числа. Представьте, что мы потратили не один жалкий доллар, а миллион долларов. Таким образом, мы сбежали из толчеи на танцполе нашего мира кратковременности в тихий и мирный мир долговременности, где каждый выигрыш случится с известной заранее вероятностью. Когда мы купим миллион билетов, событие с вероятностью одна миллионная, скорее всего, произойдет один раз