Мама купила: как бывшая вебкам-модель зарабатывает сотни миллионов на открытках для подростков и мерче для Моргенштерна
Дарья Зарыковская бросила университет и работу вебкам-модели и переехала из Новосибирска в Санкт-Петербург. Последние пять лет она продает сувениры, шьет брендированную одежду для блогеров и певцов и борется с депрессией. В 2019 году ее компания «Мам, купи» получила 178 млн рублей выручки и 43 млн рублей прибыли.
«Я надеюсь, ты сгоришь в аду, ****. Счастливого, *****, нового года» – с этой фразы начался бизнес Дарьи Зарыковской пять лет назад. Грубые надписи в сочетании с изображением милых животных – зайцев, котов, ягнят – стали ее визитной карточкой и дали старт сувенирному бизнесу. Через пару лет к открыткам, кружкам и прочим памятным атрибутам добавился пошив брендированной одежды (мерча) для видеоблогеров и популярных певцов. Среди клиентов — исполнители Моргенштерн, Монеточка, Слава КПСС, журналист Алексей Пивоваров и два десятка YouTube-блогеров.
Зарыковская перестала делать ставку на грубости, но продолжает эпатировать публику. Выпускает футболки с фразой «Мелочь, а приятно» и изображением клитора, одежду с надписью «Показалось», дизайн которой напоминает шрифт «Росгвардии». Публично обвиняет Юрия Дудя в плагиате, ссорится с блогерами из-за обнародования архивных записей времен ее карьеры вебкам-модели и оправдывается за использование нецензурной лексики в адрес сотрудников. Но, похоже, покупателей скандальная репутация основательницы «Мам, купи» не пугает. Выручка бизнеса растет на фоне хайпа: в 2018 году она составила около 137 млн рублей, в 2019 году – 178 млн рублей.
Forbes узнал, как 26-летней предпринимательнице без высшего образования и с диагностированной депрессией удалось построить один из самых известных молодежных брендов мерча.
Ген предпринимательства
«Пока они там учились, я уже столько дел переделала. И в вебкаме поработала. И бизнес свой начала. Я уже миллионы зарабатываю, а они все учатся и учатся, Господи Боже мой», – рассказывает об уходе из Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств и о своих одногруппниках Зарыковская. Она хотела стать дизайнером, но под давлением родителей училась на архитектора. Инженерное дело, черчение, технические дисциплины – это было не ее. Через год Дарья бросила учебу и не пожалела.
Она сфокусировалась на заработке денег. Первые 20 рублей Зарыковская получила еще в детстве, когда в четыре года продавала полевые цветы у дороги. В то время предпринимательство было игрой, но со временем стало потребностью. Дарья родилась в 1994 году в поселке Нечаевский Тогучинского района – в 100 км от Новосибирска. Ее родители — предприниматели «из 90-х». По словам Зарыковской, они «фурами возили водку», на этом сколотили капитал и обзавелись домом в городке Тогучине. В середине нулевых отец промотал состояние на валютной бирже и влез в долги. Родители развелись. «Финансовая ситуация в семье была отвратительная. Я росла в обеспеченной семье, а потом стала ребенком, которому не хватает на зимние сапоги», – объясняет Зарыковская.
В школьные годы Дарья торговала собственноручно изготовленными поделками из бисера, писала картины на заказ, разрисовывала футболки, подрабатывала официанткой – накопленных денег хватило на покупку цифрового фотоаппарата. Новая техника тоже приносила доход – Дарья зарабатывала на фотосъемках по 30 000 рублей в месяц. Также с переменным успехом Зарыковская организовывала концерты блогеров и музыкантов в Новосибирске. Денег все время не хватало.
Обнаженный кибербуллинг
В 2012 году возлюбленный Дарьи предложил «легкий способ заработка» – стать вебкам-моделью, что означает раздеваться на камеру за деньги. Уверил, что его подруга этим занималась и была всем довольна. «Ты же не собираешься стать депутатом?», – спросил бойфренд, и помог зарегистрироваться на соответствующем сайте. Возможность заработать $100 за пару часов казалась хорошей идей. Дарья надеялась, что никто из друзей и родственников о скандальной подработке не узнает.
Процесс не доставлял удовольствия, уверяет Зарыковская. Она признается, что чувствовала себя ужасно. «Я скатилась в такую депрессию, вообще нереальную. Я хотела умереть», – вспоминает Дарья. Но платить за съемную «однушку» и покупать еду было нужно. Она «надевала бюстгальтер поярче, делала музыку громче» и включала камеру. В месяц удавалась заработать около 100 000 рублей. Через три месяца Зарыковская оставила карьеру вебкам-модели и бойфренда. К тому времени скриншоты с ее фото распространились по городским сообществам в «ВКонтакте». Ее начали шантажировать – предлагали за деньги удалить компромат. В сети началась травля – девушка ежедневно получала сотни сообщений с оскорблениями. Эти же люди звонили родителями со словами: «А вы видели, что Даша там в интернете голая?»
Зарыковская приходила в себя год. Вернуться к нормальной жизни помогла новая любовь, рисование и блогинг – Дарья развивала страницу в «ВКонтакте» (у нее тогда была 1 000 подписчиков), записывала ролики на YouTube (сейчас 90 000 подписчиков). Чтобы в будущем избегать недоразумений и недосказанностей, она начала при знакомстве с новыми людьми и даже работодателями честно рассказывать о прошлом.
Продающая лексика
Новым источником заработка для Зарыковской стал SMM – вакансию она нашла на HeadHunter. Работала в новосибирском офисе компании, которая продавала франшизы кофе на вынос «Go Coffee». Получала Дарья около 25 000 рублей в месяц. В 2014 году в канун Нового года на работе попросили нарисовать «милого зайчика». Она это сделала и добавила подпись «Я надеюсь, ты сгоришь в аду, ****. Счастливого, *****, нового года». Дарья опубликовала картинку в своих блогах и стала получать десятки сообщений с вопросом «Как купить?»
Желание людей приобрести «кусок картона» Дарью удивило. Но она нашла типографию и распечатала пару десятков открыток. Продавала наборы сначала по три штуки за 150 рублей, потом каждая открытка стала стоить 150 рублей при себестоимости в 5 рублей. Успех так вдохновил девушку, что в январе она уволилась. Дарья начала рисовать открытки к гендерным праздникам по той же схеме – милое животное и «гадкая подпись». Продвигала их с помощью знакомого, который развивал сеть сообществ в «ВКонтакте». Прибыль (точную сумму Зарыковская не помнит) делили пополам. Пользователи соцсети делились фотографиями открыток. Один из репостов был с фразой «Мам, купи!». Дарье она понравилась, и она решила взять ее в качестве названия своего бренда. В первый год в одноименном сообществе было около 10 000 подписчиков.