Лукошко от кутюр. Рынок модной одежды становится более экологичным
Известные модные дома делают сумки из грибного материала, подошву из сахарного тростника и ткани из апельсиновой кожуры. Производство хлопка наносит слишком большой вред окружающей среде
Многие из тех, кто застал советское время, помнят незабываемые истории из жизни русских царей, рассказываемые на уроках учителями. На юных школьниц особое впечатление производил рассказ про гардероб императрицы Елизаветы Петровны, насчитывающий 15 000 платьев. Известно, что часть из них императрица даже ни разу не надевала. Во времена, когда покупка обычных колготок была большой проблемой, такие истории казались фантасмагорией. Было сложно представить, что они могут иметь отношение к обычному человеку.
Но технологии и индустриальный прорыв сделали свое дело. Сегодня ситуация «Полный шкаф, а надеть нечего» стала типичной даже для людей со скромным достатком. Fast fashion, или быстрая мода, сделала модную одежду доступной каждому. Из предмета роскоши она превратилась в предмет повседневного спроса. Купить между делом футболку или платье, которое, возможно, даже не будешь носить — примета нашего времени. Сегодня средний потребитель покупает на 60% больше одежды, чем 20 лет назад. По оценкам Европейской Экономической комиссии ООН, около 40% одежды не носится, занимая полки в шкафах жителей развитых стран.
В легкой промышленности задействовано около 60 миллионов человек по всему миру, 70% которых — женщины. Сама отрасль оценивается экспертами в $2,5 трлн. При этом легкая промышленность может смело конкурировать с тяжелой по степени вреда, наносимого окружающей среде. Например, на производство одной футболки стоимостью $3 или $30 (это не важно) уходит 2 700 литров воды, а на джинсы — 2 600. Производство хлопка наносит вред окружающей среде на всех этапах. Ежегодно в мире 20 000 человек получают отравления пестицидами, 15 000 из них — дети.
Индустрия моды ответственна за 10% от всех глобальных выбросов углекислого газа, за 20% промышленных сточных вод в мире. Одним словом, самая дешевая футболка в контексте экологии стоит совсем не дешево. А модная индустрия, которая по многим факторам считается одной из самых прогрессивных, на самом деле неповоротливый тяжеловес в прямом смысле этого слова. Нынешняя бизнес-модель не соответствует глобальным задачам будущего, а именно — совместимости бизнеса и экологии.