Российский кинематограф вызывает огромное количество споров

СНОБСобытия

Луч света в темном царстве. Как будет развиваться киноиндустрия после пандемии

Иллюстрация: CSA Images/Getty Images

Российское кинопроизводство вызывает огромное количество споров, несмотря на явные финансовые успехи как отдельных продюсеров, так и индустрии в целом, будто подхватив эстафету у отечественного автопрома. Однако сегодняшняя ситуация — самый подходящий момент, когда ему можно преодолеть всеобщее недоверие, считают Глеб Яковлев, управляющий директор инвестфонда ITI Funds, и Игорь Бочкарев, руководитель проекта Фонд CineFinance ITI Funds.

Ситуацию, которая сейчас сложилась в мире, частенько сравнивают с фильмами про глобальные катастрофы и апокалипсис. Пустые улицы, как в «Ходячих мертвецах», стремительная работа врачей, как в «Эпидемии» с Дастином Хоффманом, в новостях вирус выглядит и вовсе страшным, как в «Обители зла», из-за чего одна за другой возникают теории заговора. Киношники так долго и тщательно рисовали образ заброшенного мира, что он довольно плотно засел у нас в голове.

Кинематограф успешно манипулирует нашим сознанием, благодаря чему является и мощным финансовым инструментом. Голливуд этим успешно пользуется как в целях пропаганды, так и наживы. Российские кинематографисты только учатся это делать: пропаганда в советском стиле уже не работает, а в американском ещё научиться нужно.

До недавнего времени в отечественном кино умели использовать только производственную часть заработка, получая финансирование через телеканалы или Минкульт. Качество телевизионных сериалов тоже оставляло желать лучшего. Да, были исключения и там, и там, но в их основе лежал либо талант отдельных представителей индустрии, либо бюджет такого размера, что что-то оставалось и на кино.

И нельзя сказать, что то же министерство не боролось со сложившейся ситуацией. Но победить эту гидру в один присест не представлялось возможным.

В общем-то, поэтому качество отечественных фильмов оставляло желать лучшего. Зачем делать хорошо, когда можно и так заработать? В прокате заработать было очень сложно, американские ленты забивали прокат и в одну калитку побеждали российские фильмы. 1 млн долларов не может победить 100 млн долларов, по какому курсу ни считай.

Но совсем недавно, года три-четыре назад, российские продюсеры почувствовали аромат прокатной прибыли. Раньше как-то не очень получалось, а теперь, сложив несколько компонентов, они раз за разом стали получать от проката действительно интересные результаты.

Эта слаженная работа включает в себя:

  • поддержку Министерства культуры, очищающего ключевые даты от американских блокбастеров;
  • силовой резерв хорошей даты — праздник, каникулы, Новый год, День Победы;
  • поддержку телевизионного канала, напоминающего огромной аудитории о важной премьере;
  • крепкий рекламный бюджет (от 100 млн рублей), поделенный между ТВ и интернетом в пропорции 70/30;
  • набор из двух-трех ключевых актеров (Петров, Машков, ну или Козловский с Федоровым);
  • простенький сюжет;
  • глянцевая картинка;
  • музыка блокбастер-стайл.

Порой даже ошибки в позиционировании промокампании (постер, трейлер, название) не мешают собрать со зрителей в кинотеатрах более миллиарда рублей. К примеру, постер фильма Федора Бондарчука «Вторжение» (сиквел фильма «Притяжение») — это просто «шедевр». Из трейлера совершенно не понятно ничего, кроме того, что наши художники научились делать качественную компьютерную графику. При этом фильм собрал миллиард рублей.

Успех продюсеров подкреплен государственными невозвратными деньгами (не более 2/3 в бюджете фильма), продакт-плейсментом и предварительными продажами на телевидение, интернет-платформы и за рубеж.

Продюсеры попрактичнее стараются дорогих фильмов не снимать, чтобы максимизировать прибыль. Так, с удачного фильма, даже после того как кинотеатры заберут себе половину сборов, может набежать несколько сотен миллионов рублей. «Горько», «Полицейский с Рублевки», «Я худею», «Движение вверх», «Лёд», «Т-34», «Последний богатырь» — разные жанры, разные создатели, казалось бы, разная аудитория. Но стало ясно, что зрителей можно вытаскивать в кино. Пусть даже контент иногда хромает, но уже только на одну ногу.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Почему у мужчин «пунктик» на анальном сексе? Почему у мужчин «пунктик» на анальном сексе?

Откуда у мужчин эта причудливая фиксация на анальном сексе

Cosmopolitan
Письма из холлерной Москвы 1830-го: эпидемия глазами очевидца Письма из холлерной Москвы 1830-го: эпидемия глазами очевидца

Переписка братьев, которую они вели в «холерные месяцы» 1830-го года

Maxim
12 недооцененных комедий, которые ты скорее всего не видел 12 недооцененных комедий, которые ты скорее всего не видел

MAXIM не гарантирует, что эти комедии изменят твою жизнь и надорвут твой живот

Maxim
Валентина Панина. На чемоданах Валентина Панина. На чемоданах

Валентина Панина на подмостках уже пятьдесят два года

Караван историй
Кто на самом деле управляет твоей жизнью? 5 вопросов, которые помогут это понять Кто на самом деле управляет твоей жизнью? 5 вопросов, которые помогут это понять

Ты действительно живешь в соответствии со своими ценностями и желаниями?

Cosmopolitan
Сыр и еще 5 продуктов, вызывающих почти наркотическую зависимость Сыр и еще 5 продуктов, вызывающих почти наркотическую зависимость

Почему некоторые продукты хочется есть постоянно

РБК
Корпорации добра. Как благотворительные фонды хантят лучших специалистов из бизнеса Корпорации добра. Как благотворительные фонды хантят лучших специалистов из бизнеса

Кризис может стать отправной точкой для новой карьеры

Forbes
9 ключевых правил макияжа, о которых нельзя забывать женщине старше 40 лет 9 ключевых правил макияжа, о которых нельзя забывать женщине старше 40 лет

Соблюдайте эти правила макияжа, чтобы создать легкий и освежающий образ

Cosmopolitan
Награда для героини Награда для героини

В поддержке и признании нуждаются все женщины

Robb Report

Хочешь чего-то новенького? Начни с цвета волос!

Cosmopolitan
Психотерапевты, культурологи и антропологи о том, как пережить самоизоляцию и что нас ждет после нее Психотерапевты, культурологи и антропологи о том, как пережить самоизоляцию и что нас ждет после нее

Как облегчить себе жизнь в режиме самоизоляции?

Forbes
Том Хэнкс Том Хэнкс

Правила жизни актера Тома Хэнкса

Esquire
Реакция на запахи предсказала выход из вегетативного состояния Реакция на запахи предсказала выход из вегетативного состояния

Также удалось предсказать выживаемость пациентов с нарушениями сознания

N+1
Руки прочь: как научиться не трогать лицо Руки прочь: как научиться не трогать лицо

Эпидемия лишний раз напомнила нам правила личной гигиены

Cosmopolitan
Мира, труд, май Мира, труд, май

Как Мирослава Дума с единомышленниками создали модный бренд будущего

Vogue
Как живет индустрия ресейла в период карантина Как живет индустрия ресейла в период карантина

Что ждет ресейл после пандемии

GQ
Алессандро Микеле: «Дресс-код – удел политиков» Алессандро Микеле: «Дресс-код – удел политиков»

Алессандро Микеле недаром считают властителем современной моды

GQ
Чем занять умных детей в изоляции: конструктор не для слабонервных Чем занять умных детей в изоляции: конструктор не для слабонервных

Мой внутренний мальчик иногда завидует моим детям — какие у них есть игрушки!

Популярная механика
История побед и забвения Виктора Санеева: от теракта в Мюнхене до Олимпийских игр в Москве История побед и забвения Виктора Санеева: от теракта в Мюнхене до Олимпийских игр в Москве

Он должен был зажечь огонь Олимпиады-80

GQ
И точка: промышленный дизайн как искусство И точка: промышленный дизайн как искусство

Промдизайн - штука непростая

Популярная механика
Правила жизни Эдриена Броуди Правила жизни Эдриена Броуди

Актер, 47 лет

Esquire
11 лучших фантастических фильмов, которые ты мог пропустить в первой половине 2020 11 лучших фантастических фильмов, которые ты мог пропустить в первой половине 2020

Новинки кино из народных жанров — хорроры, сай-фай, фэнтези

Maxim
Как правильно ходить в магазин во время эпидемии Как правильно ходить в магазин во время эпидемии

Поход в магазин в условиях пандемии становится уже не таким простым занятием

Популярная механика
Небесная реанимация: летающая скорая помощь Атаманова Небесная реанимация: летающая скорая помощь Атаманова

О проектах российской компании Hoversurf наш журнал рассказывал не раз

Популярная механика
Маргарет Этвуд: Заветы Маргарет Этвуд: Заветы

Одна из глав романа «Заветы» Маргарет Этвуд

СНОБ
Убираем жир с живота за две недели не выходя из дома Убираем жир с живота за две недели не выходя из дома

Как избавиться от «спасательного круга» из жира, не выходя из дома

Cosmopolitan
Японцы нашли аэробные бактерии в глинистых трещинах под дном океана Японцы нашли аэробные бактерии в глинистых трещинах под дном океана

Плотность этих бактерий сравнима с плотностью бактерий в человеческом кишечнике

N+1
Памятник эпохе Путина. Почему строящийся храм вооруженных сил имеет мало отношения и к христианству, и к памяти павших Памятник эпохе Путина. Почему строящийся храм вооруженных сил имеет мало отношения и к христианству, и к памяти павших

Строительство главного храма вооруженных сил не должно превращаться в скандал

СНОБ
Губка с ионной жидкостью оказалась эффективным воздушным фильтром Губка с ионной жидкостью оказалась эффективным воздушным фильтром

Этот фильтр отличается долговечностью и приспособленностью к регенерации

N+1
Дарья Мельникова: «Я мечтаю обрести равновесие» Дарья Мельникова: «Я мечтаю обрести равновесие»

Придумщица и бунтарка, мама двух сыновей, жена и актриса

Psychologies
Открыть в приложении