Что делать, если оказана некачественная услуга

ЛизаБизнес

Верните деньги

Что делать, если оказана некачественная услуга

Текст: Ирина Бондарева

Мы живем в мире услуг. Ходим в парикмахерскую и фитнес-клуб, заказываем доставку на дом, ездим на такси – все это услуги. Но их оказывают люди, а они несовершенны – ошибаются, ленятся, халтурят, обманывают. Стрижка получается неровной, швы костюма – неаккуратными, а вещь после химчистки – испорченной. В результате – материальные потери и плохое настроение.

На что опираться

Как себя вести в ситуации, если тебе оказали некачественную услугу? Можно просто расстроиться и уйти. Можно устроить скандал и высказать все, что думаешь, сотрудникам провинившейся компании. Но лучше слегка остыть и попробовать хотя бы частично компенсировать потери – заставить переделать, потребовать скидку или полностью вернуть потраченные средства. Главный документ, на который необходимо опираться, – ФЗ «О защите прав потребителей». Закон на твоей стороне.

Что такое услуга

Если ты собираешься бороться за свои права потребителя, для начала нужно разобраться в терминологии. Распространенная ошибка – когда путают оказанную услугу и выполненную работу. С юридической точки зрения это разные вещи. Услуга – это действие, результат которого не выражается в материальной форме (например, занятие с личным тренером, обучение иностранному языку и т. п.). Выполнение работ предполагает осязаемый материальный результат (например, строительство дома). И если контролировать качество выполненных работ довольно просто – у материального результата есть измеримые параметры (размер, цвет, вес), то определить качество оказанной услуги гораздо сложнее – трудно доказать, что хотела другую стрижку или рассчитывала на более существенное похудение в спортзале. Предъявить претензии по поводу некачественной услуги проще при наличии договора или другого документа, в котором указаны предварительные условия (например, бланк заказа в химчистке).

Как получить свое обратно: инструкция для потребителя

Предъявлять претензии по поводу плохо оказанной услуги можно только в том случае, если она оплачена.

Подтверждением этого является чек. Есть несколько определенных законом случаев, когда можно компенсировать недостатки.

  1. При нарушении сроков оказания услуги ты имеешь право потребовать уменьшить стоимость работы, перенести сроки на другое время или вернуть предоплату. В некоторых случаях предоплату могут не вернуть – если сроки были сорваны по вине заказчика или произошел форс-мажор.
  2. При проблемах с качеством заказчик имеет право потребовать исправить недостатки. Исполнитель обязан сделать это в течение десяти дней, если другие сроки не указаны в договоре. Также ты можешь в полном объеме вернуть потраченные деньги.
  3. Если услуга еще не была оказана, заказчик может вернуть предоплату без объяснения причин. Но если исполнитель уже понес какие-то расходы, заказчик обязан их возместить.

При наличии договора оказания услуг бороться за свои права проще – все условия расписаны на бумаге. А если договоренность была устной? Когда речь идет о маленьких суммах, доказательством может быть переписка в мессенджерах или соцсетях, где есть информация о том, что услуга оплачена. Правда, если дело дойдет до суда, распечатку этой переписки нужно будет заверить у нотариуса.

Сроки возврата

Если правда на твоей стороне, статья «О защите прав потребителей» обязывает исполнителя вернуть деньги в течение 10 дней с момента получения претензии. При этом уплаченная заказчику сумма возмещения и штрафа облагается налогом (НДФЛ, обычно 13%). А с компенсации морального вреда и судебных расходов налог не берется.

Составляем претензию

Это первый шаг к тому, чтобы вернуть деньги, уплаченные за некачественную услугу. Нужно направить исполнителю письменную претензию.

Если это юридическое лицо – на адрес, по которому зарегистрирована организация. Он обычно указан в договоре. Если услугу оказывал индивидуальный предприниматель, самозанятый или частное лицо – на адрес постоянной регистрации, который можно найти на сайте Федеральной налоговой инспекции по ИНН. Если отправляешь заказным письмом, не забудь оформить услугу «С уведомлением». Если вручаешь претензию лично, составь ее в двух экземплярах. Пусть исполнитель распишется на каждом, один оставь себе. Что можно потребовать в претензии:

  • безвозмездно устранить недостатки;
  • уменьшить цену услуги;
  • возместить понесенные расходы по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.

 Если жалоба не помогла

Претензия осталась без ответа, исполнитель отказывается компенсировать убытки? Следующий шаг – обратиться в Роспотребнадзор. Это служба, которая обязана следить за соблюдением прав потребителей. После того как в Роспотребнадзор поступит жалоба на некачественные услуги, эта служба может устроить внеплановую проверку, которая обернется для нарушителя штрафом. Можно подать жалобу онлайн – зайти на сайт Роспотребнадзора с паролем «Госуслуг» и заполнить стандартную форму заявления. Письмо должно быть рассмотрено в течение 30 дней.

Обратись в суд

Последний и самый сложный вариант – разбираться в суде. Это стоит сделать, если речь идет о значительных убытках и обращение в Роспотребнадзор не помогло.

Тогда придется составить исковое заявление, в нем нужно указать сумму, которую хочешь вернуть. А также приложить копии документов, касающихся спорной ситуации, если такие имеются. В сложных случаях рекомендуется провести независимую экспертизу и прикрепить к заявлению ее результаты.

Суд, в который подается исковое заявление, можно выбрать из трех вариантов: по месту жительства, по месту регистрации, по месту оказания услуги. Если сумма компенсации меньше 100 тыс. руб., дело будет разбираться в мировом суде. Если больше, оно передается в районный суд. В суде, кроме возмещения ущерба, заказчик может потребовать:

  • неустойку за нарушение сроков оказания услуги: как правило, это 3% от стоимости услуги;
  • компенсацию морального вреда (размер определяет суд);
  • штраф за неисполнение законных требований потребителя;
  • оплату расходов на проведение экспертизы качества;
  • компенсацию судебных расходов (госпошлины, услуг юристов и т. п.).

Фото: ShutterStock/Fotodom.ru.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Маршрут построен Маршрут построен

5 идей на уик-энд в Ивановской области

Лиза
Прицепились к подвеске Прицепились к подвеске

Какие вопросы у археологов к украшению из Денисовой пещеры?

N+1
Красивый загар Красивый загар

Реально ли стать шоколадной в максимально короткое время?

Лиза
Медовые маски и патчи из огурцов: почему народные средства не помогут вашей коже Медовые маски и патчи из огурцов: почему народные средства не помогут вашей коже

На что нужно обращать внимание, выбирая косметику?

Psychologies
Как выглядит в обычной жизни самая красивая принцесса Иордании - и какой она была еще несколько лет назад Как выглядит в обычной жизни самая красивая принцесса Иордании - и какой она была еще несколько лет назад

Хаала бинт аль Хашим проснулась знаменитой после свадьбы своего кузена

VOICE
Море любви Море любви

У курортных романов, помимо опасностей, есть множество плюсов

Лиза
Алексей Нужный. Как научить смеяться Алексей Нужный. Как научить смеяться

История-признание о юморе, сложностях съемок сериалов и роли Бога в творчестве

Maxim
Не будем ссориться! Не будем ссориться!

Как избегать конфликтов с окружающими?

Лиза
Милые дикие кошки, которые на самом деле опасные и кровожадные Милые дикие кошки, которые на самом деле опасные и кровожадные

Даже не вздумайте гладить этих котеек!

Maxim
«Я не хотел жениться на девушке с ребенком»: онкобольной Дмитрий Спиридонов признался, почему опасался Лену Катину «Я не хотел жениться на девушке с ребенком»: онкобольной Дмитрий Спиридонов признался, почему опасался Лену Катину

Дмитрий Спиридонов признался, что не видел совместного будущего с Леной Катиной

VOICE
Самая вкусная летняя ягода: все, что вы должны знать о черешне Самая вкусная летняя ягода: все, что вы должны знать о черешне

Какую пользу для здоровья несет всего одна горсть черешни в день

ТехИнсайдер
«Цель — привлечь новых инвесторов и заинтересовать туристов» «Цель — привлечь новых инвесторов и заинтересовать туристов»

Калужская область, безусловно, привлекательна для туриста

РБК
Как детские травмы влияют на карьеру и успешность Как детские травмы влияют на карьеру и успешность

О взаимосвязи карьеры и психотравм раннего возраста рассказывает супервизор

Psychologies
Попасть в историю Попасть в историю

5 способов улучшить свой кредитный рейтинг

Лиза
«Я никогда не испытывала оргазм»: почему так бывает — объясняет сексолог «Я никогда не испытывала оргазм»: почему так бывает — объясняет сексолог

Почему не все женщины испытывают оргазм и как справиться с деликатной проблемой

Psychologies
Достойный поклонения Достойный поклонения

Летнее путешествие в легендарный город позволит вам не только отдохнуть

Отдых в России
Недружелюбный или эмоционально нестабильный: 4 типа токсичных начальников — как найти подход Недружелюбный или эмоционально нестабильный: 4 типа токсичных начальников — как найти подход

Что делать, если источник проблем — ваш босс?

Psychologies
Эти работники могут выдохнуть: 8 профессий, которые не сможет заменить ИИ (пока) Эти работники могут выдохнуть: 8 профессий, которые не сможет заменить ИИ (пока)

Какие профессии невозможно автоматизировать?

ТехИнсайдер
«На казенный счет изгонял бога из природы» «На казенный счет изгонял бога из природы»

Климент Тимирязев раскрыл тайну фотосинтеза и изобретал теплицу

Наука
Не “сова” и не “жаворонок” — оказалось, у людей есть шесть основных хронотипов Не “сова” и не “жаворонок” — оказалось, у людей есть шесть основных хронотипов

Вы спите как сова или как волк?

ТехИнсайдер
Чат-боты будут привлекать телефонных мошенников и «забалтывать» их до полусмерти Чат-боты будут привлекать телефонных мошенников и «забалтывать» их до полусмерти

Чат-боты кибербезопасности будут бороться с чат-ботами телефонных мошенников

ТехИнсайдер
Легенды АПЛ и обладатели «Золотого мяча»: кто до Месси поднимал футбол в США Легенды АПЛ и обладатели «Золотого мяча»: кто до Месси поднимал футбол в США

Звезды в истории Major Soccer League, помогавшие популяризировать футбол в США

Forbes
Зачем нужны линии на ладонях Зачем нужны линии на ладонях

Если мы не можем узнать будущее по линиям на руках, то зачем же они нужны?

ТехИнсайдер
«У компаний растет потребность в юаневых инструментах» «У компаний растет потребность в юаневых инструментах»

О том, как компания Газпромбанк опережает рынок и конкурентов

Деньги
Как в «Моем преступлении» Франсуа Озону удалось играючи поговорить на тему женской эмансипации Как в «Моем преступлении» Франсуа Озону удалось играючи поговорить на тему женской эмансипации

«Мое преступление» — фильм-размышление на тему женской эмансипации

СНОБ
«Куда уходят деньги?»: как научиться финансовой грамотности — 2 простых шага «Куда уходят деньги?»: как научиться финансовой грамотности — 2 простых шага

Как научить мозг отслеживать траты?

Psychologies
«Я не прожил и дня без любви к тебе»: история Наполеона и Жозефины в письмах французского императора «Я не прожил и дня без любви к тебе»: история Наполеона и Жозефины в письмах французского императора

Роман Жозефины Богарне и Наполеона Бонапарта — чувственный бестселлер о любви

Правила жизни
ИИ выяснил, что сказки полны гендерных предубеждений. Надо что-то менять ИИ выяснил, что сказки полны гендерных предубеждений. Надо что-то менять

Система искусственного интеллекта, которая анализирует детские сказки

ТехИнсайдер
5 самых распространенных наказаний в отношениях 5 самых распространенных наказаний в отношениях

Допустимы ли наказания в отношениях?

Psychologies
Как сделать подкаст? Пошаговая инструкция для начинающих Как сделать подкаст? Пошаговая инструкция для начинающих

Подкаст: что нужно учитывать при его создании?

Psychologies
Открыть в приложении