Что делать, если оказана некачественная услуга

ЛизаБизнес

Верните деньги

Что делать, если оказана некачественная услуга

Текст: Ирина Бондарева

Мы живем в мире услуг. Ходим в парикмахерскую и фитнес-клуб, заказываем доставку на дом, ездим на такси – все это услуги. Но их оказывают люди, а они несовершенны – ошибаются, ленятся, халтурят, обманывают. Стрижка получается неровной, швы костюма – неаккуратными, а вещь после химчистки – испорченной. В результате – материальные потери и плохое настроение.

На что опираться

Как себя вести в ситуации, если тебе оказали некачественную услугу? Можно просто расстроиться и уйти. Можно устроить скандал и высказать все, что думаешь, сотрудникам провинившейся компании. Но лучше слегка остыть и попробовать хотя бы частично компенсировать потери – заставить переделать, потребовать скидку или полностью вернуть потраченные средства. Главный документ, на который необходимо опираться, – ФЗ «О защите прав потребителей». Закон на твоей стороне.

Что такое услуга

Если ты собираешься бороться за свои права потребителя, для начала нужно разобраться в терминологии. Распространенная ошибка – когда путают оказанную услугу и выполненную работу. С юридической точки зрения это разные вещи. Услуга – это действие, результат которого не выражается в материальной форме (например, занятие с личным тренером, обучение иностранному языку и т. п.). Выполнение работ предполагает осязаемый материальный результат (например, строительство дома). И если контролировать качество выполненных работ довольно просто – у материального результата есть измеримые параметры (размер, цвет, вес), то определить качество оказанной услуги гораздо сложнее – трудно доказать, что хотела другую стрижку или рассчитывала на более существенное похудение в спортзале. Предъявить претензии по поводу некачественной услуги проще при наличии договора или другого документа, в котором указаны предварительные условия (например, бланк заказа в химчистке).

Как получить свое обратно: инструкция для потребителя

Предъявлять претензии по поводу плохо оказанной услуги можно только в том случае, если она оплачена.

Подтверждением этого является чек. Есть несколько определенных законом случаев, когда можно компенсировать недостатки.

  1. При нарушении сроков оказания услуги ты имеешь право потребовать уменьшить стоимость работы, перенести сроки на другое время или вернуть предоплату. В некоторых случаях предоплату могут не вернуть – если сроки были сорваны по вине заказчика или произошел форс-мажор.
  2. При проблемах с качеством заказчик имеет право потребовать исправить недостатки. Исполнитель обязан сделать это в течение десяти дней, если другие сроки не указаны в договоре. Также ты можешь в полном объеме вернуть потраченные деньги.
  3. Если услуга еще не была оказана, заказчик может вернуть предоплату без объяснения причин. Но если исполнитель уже понес какие-то расходы, заказчик обязан их возместить.

При наличии договора оказания услуг бороться за свои права проще – все условия расписаны на бумаге. А если договоренность была устной? Когда речь идет о маленьких суммах, доказательством может быть переписка в мессенджерах или соцсетях, где есть информация о том, что услуга оплачена. Правда, если дело дойдет до суда, распечатку этой переписки нужно будет заверить у нотариуса.

Сроки возврата

Если правда на твоей стороне, статья «О защите прав потребителей» обязывает исполнителя вернуть деньги в течение 10 дней с момента получения претензии. При этом уплаченная заказчику сумма возмещения и штрафа облагается налогом (НДФЛ, обычно 13%). А с компенсации морального вреда и судебных расходов налог не берется.

Составляем претензию

Это первый шаг к тому, чтобы вернуть деньги, уплаченные за некачественную услугу. Нужно направить исполнителю письменную претензию.

Если это юридическое лицо – на адрес, по которому зарегистрирована организация. Он обычно указан в договоре. Если услугу оказывал индивидуальный предприниматель, самозанятый или частное лицо – на адрес постоянной регистрации, который можно найти на сайте Федеральной налоговой инспекции по ИНН. Если отправляешь заказным письмом, не забудь оформить услугу «С уведомлением». Если вручаешь претензию лично, составь ее в двух экземплярах. Пусть исполнитель распишется на каждом, один оставь себе. Что можно потребовать в претензии:

  • безвозмездно устранить недостатки;
  • уменьшить цену услуги;
  • возместить понесенные расходы по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.

 Если жалоба не помогла

Претензия осталась без ответа, исполнитель отказывается компенсировать убытки? Следующий шаг – обратиться в Роспотребнадзор. Это служба, которая обязана следить за соблюдением прав потребителей. После того как в Роспотребнадзор поступит жалоба на некачественные услуги, эта служба может устроить внеплановую проверку, которая обернется для нарушителя штрафом. Можно подать жалобу онлайн – зайти на сайт Роспотребнадзора с паролем «Госуслуг» и заполнить стандартную форму заявления. Письмо должно быть рассмотрено в течение 30 дней.

Обратись в суд

Последний и самый сложный вариант – разбираться в суде. Это стоит сделать, если речь идет о значительных убытках и обращение в Роспотребнадзор не помогло.

Тогда придется составить исковое заявление, в нем нужно указать сумму, которую хочешь вернуть. А также приложить копии документов, касающихся спорной ситуации, если такие имеются. В сложных случаях рекомендуется провести независимую экспертизу и прикрепить к заявлению ее результаты.

Суд, в который подается исковое заявление, можно выбрать из трех вариантов: по месту жительства, по месту регистрации, по месту оказания услуги. Если сумма компенсации меньше 100 тыс. руб., дело будет разбираться в мировом суде. Если больше, оно передается в районный суд. В суде, кроме возмещения ущерба, заказчик может потребовать:

  • неустойку за нарушение сроков оказания услуги: как правило, это 3% от стоимости услуги;
  • компенсацию морального вреда (размер определяет суд);
  • штраф за неисполнение законных требований потребителя;
  • оплату расходов на проведение экспертизы качества;
  • компенсацию судебных расходов (госпошлины, услуг юристов и т. п.).

Фото: ShutterStock/Fotodom.ru.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Почему не стоит зацикливаться на оргазме Почему не стоит зацикливаться на оргазме

Настойчивая попытка довести партнера до оргазма лишает секс самого главного

СНОБ
Слухи о моральном упадке современного мира оказались сильно преувеличены Слухи о моральном упадке современного мира оказались сильно преувеличены

Что происходит с моральным состоянием современного общества?

N+1
Как нестандартно использовать изоленту: эта простая вещь спасет в любой сложной ситуации Как нестандартно использовать изоленту: эта простая вещь спасет в любой сложной ситуации

Эта простая липкая вещь способна выручить во многих бытовых ситуациях

ТехИнсайдер
Свинка не та, кем кажется Свинка не та, кем кажется

«Свинка» — бодипозитивный хоррор о свинском поведении

Weekend
В гостях у Майи Плисецкой В гостях у Майи Плисецкой

Сергей Николаевич — о музее-квартире Плисецкой

Seasons of life
Красивый загар Красивый загар

Реально ли стать шоколадной в максимально короткое время?

Лиза
Я - плохая хозяйка: можно ли это исправить? Я - плохая хозяйка: можно ли это исправить?

Из чего складывается неумение поддерживать порядок вокруг себя?

VOICE
Во-первых, это красиво… Как французский DS меняет наши представления об автомобильном интерьере Во-первых, это красиво… Как французский DS меняет наши представления об автомобильном интерьере

Компания DS Automobiles поделилась своим видением футуристических интерьеров

4x4 Club
Самые популярные мужские вопросы про косметические процедуры Самые популярные мужские вопросы про косметические процедуры

Основные  вопросы на косметологические услуги от мужчин звучат примерно так

Maxim
«Пятница!» — это фабрика хороших новостей» «Пятница!» — это фабрика хороших новостей»

Своей невероятной энергией Тина Канделаки заряжает легко и сразу

OK!
Прицепились к подвеске Прицепились к подвеске

Какие вопросы у археологов к украшению из Денисовой пещеры?

N+1
Особенности национальной газификации Особенности национальной газификации

Газовики Подмосковья полностью перешли на российскую продукцию

Деньги
Эдгар Шабанов Эдгар Шабанов

Эдгар Шабанов за последние полтора года привез в Россию 300 новых брендов

Собака.ru
Странные и прекрасные застольные традиции народов мира Странные и прекрасные застольные традиции народов мира

Рассказываем об интересных алкогольных обычаях разных стран

Maxim
О чем вы врете самому себе: найдите ответ на этот вопрос и измените свою жизнь О чем вы врете самому себе: найдите ответ на этот вопрос и измените свою жизнь

Отрывок из книги эксперта по нарративной психологии Кори Игера «Чего я хочу?»

Psychologies
«Среди взрослых куча злых — зачем детям их уважать?»: монолог режиссера Бориса Хлебникова «Среди взрослых куча злых — зачем детям их уважать?»: монолог режиссера Бориса Хлебникова

Режиссер Борис Хлебников — о том, как не давить на детей

Psychologies
Большие возможности. Тест-драйв внедорожника TANK 500 Большие возможности. Тест-драйв внедорожника TANK 500

Какими достоинствами обладает новый китайский внедорожник TANK 500

СНОБ
Древние римляне тоже разводили и любили Древние римляне тоже разводили и любили

Собаки были любимыми питомцами римлян

ТехИнсайдер
Солнечная защита Земли: новые детали Солнечная защита Земли: новые детали

Галактические космические лучи — очень опасный тип радиации

Наука и жизнь
Секс без обязательств: вред или польза — узнайте правду Секс без обязательств: вред или польза — узнайте правду

О плюсах и минусах мимолетных встреч

Psychologies
«Растете ли вы как личность?»: 10 вопросов о любви — задайте в начале отношений «Растете ли вы как личность?»: 10 вопросов о любви — задайте в начале отношений

Вопросы, которые помогут вам проанализировать чувства

Psychologies
Рассказ из сборника Анны Матвеевой «Армастан. Я тебя тоже» Рассказ из сборника Анны Матвеевой «Армастан. Я тебя тоже»

Воспоминание о лете и юности в Свердловске — в рассказе Анны Матвеевой

СНОБ
Назинская трагедия — одно из самых страшных событий советской истории Назинская трагедия — одно из самых страшных событий советской истории

Для 4000 человек остров Назино стал не только местом ссылки, но и местом гибели

ТехИнсайдер
Дмитрий Лысенков Дмитрий Лысенков

Дмитрий Лысенков — хит сезона! Самый харизматичный актер страны

Собака.ru
Шурыгина, Солнцев, Бугатти: что стало с героями скандальных ток-шоу Шурыгина, Солнцев, Бугатти: что стало с героями скандальных ток-шоу

Как же сейчас выглядят и чем живут одни из самых ярких звездочек на один эфир?

VOICE
BMW X3 и Genesis GV70 разбили на краш-тестах: на чем безопасно ездить BMW X3 и Genesis GV70 разбили на краш-тестах: на чем безопасно ездить

BMW X3 и Mercedes GLC стали самыми безопасными моделями на краш-тестах

РБК
Депривация сна усилила связь миндалевидного тела и передней поясной коры Депривация сна усилила связь миндалевидного тела и передней поясной коры

Бессонная ночь усиливает связь миндалевидного тела и передней поясной коры

N+1
Необычный отдых с детьми Необычный отдых с детьми

Летом для актуален вопрос, как полезно и увлекательно провести каникулы с детьми

Здоровье
80-летний мужчина годами проживает один и тот же день из-за редкого синдрома 80-летний мужчина годами проживает один и тот же день из-за редкого синдрома

Уж лучше ошибаться здесь и сейчас, чем заново проживать одни и те же события

Psychologies
«Базовая задача — регулирование трансграничного рынка» «Базовая задача — регулирование трансграничного рынка»

Каких мер ожидают от государства производители биологически активных добавок

РБК
Открыть в приложении