Литературный переворот: как женщины завоевали книжный мир Японии
Еще в конце XIX века литература была мужским занятием, но сегодня произведения японских писательниц продаются миллионными тиражами. «Сейчас в Японии разворачивается настоящий ренессанс «женской культуры», так долго пребывавшей в подавленном состоянии. Литература как самое чуткое из искусств первой отразило эту тенденцию», — пишет Борис Акунин
В эпоху Мэйдзи (1868 — 1912 гг.), когда шла интенсивная вестернизация и модернизация страны, литературное творчество в Японии считалось мужским занятием. Знаковые писательницы и поэтессы были Хигути Итиё, Ёсано Акико, Ногами Яэко. Позже, уже в другую эпоху, стали публиковаться Уно Тиё, Фумико Хаяси, Миямото Юрико, Накадзато Цунэко. Но и их имена были скорее исключением из устоявшегося правила.
Ситуация начала кардинально меняться относительно недавно. Как писал японист Григорий Чхартишвили (более известный как Борис Акунин) в предисловии к сборнику «Она: новая японская проза», вышедшему почти два десятилетия назад: «японские писательницы только в конце XX века по-настоящему вернулись в литературу, долгие века считавшуюся безраздельной вотчиной мужчин».
Одним из своеобразных показателей можно назвать число лауреаток престижной Премии имени Акутагавы за последние годы. Так, в первые четверть века ее существования, то есть в период с 1935 по 1960 гг. только три писательницы были удостоены этой высокой награды. А вот в период с 2010 по 2015 гг. — восемь.
Истории успеха многих современных японских писательниц говорят сами за себя. В конце 1980 гг. никому неизвестная Ёсимото Банана выпустила повесть «Кухня», которая только за 1988 год выдержала 60 переизданий. За книгой последовали кино- и теле-адаптации. Ее главные книги были напечатаны в России многотысячными тиражами. В наше время то десятилетие даже называет эпохой Мураками и Ёсимото.
Салатовое течение
Практически аналогичная история произошла в 1987 году с молодой учительницей Тавара Мати, выпустившей тогда сборник танка (31-слоговая пятистрочная японская стихотворная форма — прим. Forbes)