Культовые предметы советского дизайна. Кто придумал граненый стакан
Бессмертный символ советского быта — граненый стакан придумала известный скульптор Вера Мухина, автор знаменитых «Рабочего и колхозницы». Или это всего лишь красивый миф? Авторы многих предметов советского дизайна остаются неизвестными. Но это не значит, что в СССР не было дизайна как такового. О реальной истории и новой жизни советской посуды из стекла рассказывает Александра Санькова, директор Московского музея дизайна и эксперт документального интернет-сериала «Советский дизайн» — нового проекта продюсерского центра Киностудии им. М. Горького, созданного совместно с компанией «Амурские волны».
Когда мы вспоминаем о советском дизайне, первое что приходит на ум, — это граненый стакан. Хотя граненые стаканы (с разным количеством граней) производили еще в царской России, стакан стал символом именно советской эпохи. Это связано в первую очередь с массовым производством. Сколько этих стаканов было в системе советского общепита? Миллионы! У каждого из нас дома или на даче были и до сих пор есть те самые советские стаканы. Учитывая популярность данного предмета посуды, современные заводы с новой силой загрузили стаканами производственные линии. Новые стаканы выглядят идентично советским и так же популярны как в современных кафе, так и в домашнем обиходе.
В СССР стаканы производили на разных заводах страны, были вариации форм и размеров. В начале 1990-х к появилась легенда, что стакан якобы проектировала Мухина. Эта история появилась из-за того, что культовому предмету нужен был не менее культовый автор, а лучшую кандидатуру, чем Вера Мухина, сложно было себе представить.
Одним из родоначальников экспериментального направления развития художественного стекла в СССР действительно была Вера Мухина. Именно она в 1939 году совместно с профессором Николаем Качаловым и писателем Алексеем Толстым стала инициатором создания на основе зеркальной фабрики в Ленинграде экспериментальной мастерской, где художники, мастера и технологи разрабатывали для серийного и малосерийного производства изделия из стекла. К 1940-м годам мастерская подготовила для внедрения более 300 образцов для серийного производства. Эти изделия были показаны на пленуме союза советских архитекторов и получили хорошие отзывы. После войны, в 1948 году завод возобновил работу, но уже с более подходящим названием — Ленинградский завод художественного стекла и сортовой посуды (ЛЗХС).