Кто такой Маурицио Каттелан
И как он придумал банан, приклеенный к стене скотчем. Хотя имейте в виду – это далеко не единственная выходка художника
Фото бананов, а также других предметов, приклеенных скотчем к стене, последние пару недель успели распространиться по соцсетям со скоростью сезонной эпидемии гриппа. Поводом стала новая работа итальянского художника Маурицио Каттелана под названием «Комедиант», недавно представленная на международной выставке современного искусства Art Basel в Майами.
Действительно, что может быть забавнее, чем объявить произведением искусства самый обыкновенный банан, приклеенный скотчем к стене? Вернее их было три. Первые два отошли частным коллекционерам – по 120 тысяч долларов каждый. Третий постигла и вовсе интересная участь: другой художник Дэвид Датуна пришел в галерею под видом обычного посетителя, снял арт-объект со стены, а затем съел. Как объяснил он позже, это был перформанс под названием «Голодный художник». Стоит ли говорить, что прибывшая на место полиция была весьма озадачена произошедшим и назвала это «крайне интересным делом».
Впрочем, сам автор работы едва ли был раздосадован. Абсурдная ситуация, сложившаяся вокруг не менее абсурдного экспоната, вполне органично соотносится с личностью и творчеством Маурицио Каттелана. С присущей ему легкостью он иронизирует на самые серьезные темы, будь то политика, религия или собственно искусство. Папа Римский, придавленный метеоритом, фигуры детей, подвешенные на дереве, или банан, приклеенный к стене, – даже такие рискованные проделки легко сходят художнику с рук, только приумножая его заслуги перед искусством. Разбираемся, как этот итальянский шутник стал одной из ключевых звезд современной арт-сцены.
Образование
Маурицио Каттелан не получил формального художественного образования, поэтому предпочитает называть себя не «художником», а «работником искусства». Этот факт еще больше подчеркивает его абсурдистский подход к искусству: пренебрегая сложившейся иерархией в арт-мире, он выбрал для себя роль придворного шута. А ему, как известно, дозволено намного больше, чем остальным. До того, как войти в арт-мир, художник успел в разное время работал поваром, садовником, охранником и даже донором спермы. А свой творческий путь начал с изготовления предметов мебели для собственной квартиры, которые называл «функциональными объектами с творческим подтекстом».
Семья
Сын водителя грузовика и горничной из итальянского города Падуя родился в 1960 году. Бунтарский характер Маурицио дал знать о себе еще в детстве: школу он категорически не любил, учился из рук вон плохо и вечно ввязывался в разные неприятности. Его сестра Джада вспоминает, что ей все время было стыдно за брата. А когда он стал старше, она и вовсе старалась о нем не упоминать: он хотел стать художником, что по факту было синонимом слову «бездельник». В автобиографии Каттелан рассказывает о своих первых художественных проделках, когда еще подростком служил министрантом в местной церкви. Он постоянно подрисовывал статуям святых усы, за что был благополучно исключен из прихода.
Мистификации
Еще в начале своего творческого пути художник постоянно испытывал опасения, что его работы не получат должного признания. Этот постоянный страх неудачи нашел отражение в проектах, которые стали своего рода попыткой избежать процесса создания чего-либо. Сомнения по поводу успеха первой персональной выставки в 1989 году вынудили художника просто закрыть галерею, повесив на дверь табличку «Скоро вернусь». В последующие годы он представлял не менее изощренные планы «побега». В 1992 году накануне выставки в Кастелло ди Ривара он оставил после себя следы бегства – связанные между собой простыни, свисающие из окна четвертого этажа замка. А год спустя проделал новый фокус на Венецианской Биеннале, сдав свой павильон в аренду рекламному агентству, которое установила там щит с рекламной духов Schiaparelli. Сопровождающая надпись красноречиво гласила: «Working Is A Bad Job». В 1996 году Каттелан зашел еще дальше, украв произведения другого художника из соседней галереи, чтобы выдать их за свои.