Кристофер Уинн, Papa John’s: «Бизнес в России — это что-то между спортом и войной. Зависит от дня недели»
Рынок доставки еды, где традиционно главенствуют пицца и суши, во время пандемии пережил небывалый рост. Хотя конкуренция за гостей сегодня велика как никогда, номер один в рейтинге самых выгодных франшиз в России — сеть пиццерий Papa John’s — не только не сдаёт позиции, но и наращивает присутствие на рынке. Президент российского подразделения сети Кристофер Уинн рассказал Inc., как отличается психология россиян и американцев, какие навыки нужны франчайзи и в чём проблема агрегаторов.
О карантинных потерях
Неопределённость — это самое страшное для бизнеса. Когда началась пандемия и рестораны были вынуждены закрыться, мы оказались в состоянии неизвестности: не знали, как поведут себя арендодатели, покупатели, как поступит само государство. Психологически было непросто.
К счастью, суть нашего бизнеса в том, чтобы обеспечивать людей тёплой радостной едой за адекватные деньги. А потребность в этом никогда не пропадает — ни в хорошие времена, ни в плохие.
Но кое-что мы всё же потеряли. Исторически до 20% выручки российской сети приходилось на рестораны с обслуживанием в зале.
Россия вообще единственная страна, где у Papa John’s есть точки с посадочными местами. В остальном мире сеть работает исключительно на доставку. Когда мы запускались, доставка еды в Москве и тем более в регионах была далеко не самым продвинутым сервисом — поэтому мы знакомили людей с нашим продуктом через опыт классического дайнинга.
Со временем люди привыкли и к формату, и к нашей пицце. Доля доставки росла, и в Москве, например, ресторанов Papa John’s с залом становится все меньше. Но в регионах выручка от них составляет почти 40%: уровень гастрономии и доходы жителей не очень высоки, поэтому любую еду высокого качества — пусть даже и пиццу — там готовы есть в ресторанном формате.
Первые месяцы локдауна люди потребляли меньше, причём спад спроса мы наблюдали именно в больших городах типа Москвы и Санкт-Петербурга — а спрос в регионах, наоборот, начал расти: народ стал активнее уезжать на дачи. У нас широкая и налаженная сеть собственной доставки, поэтому период спада был коротким.
О русском духе
Я родился в Колорадо, но уже больше 20 лет живу в России, поэтому могу сказать, что психология мышления у россиян и американцев действительно отличается.
И в России, и в США люди страдают от социальных и экономических последствий пандемии. Но люди здесь приняли ситуацию с большим оптимизмом, пандемия не так их угнетала.
Думаю, русский народ такой крепкий и терпеливый, потому что видел много и привык к переменам: Великая Отечественная война, распад Союза, даже за последние 30 лет в России произошло столько, сколько не происходило в большинстве стран мира.
При этом у русского народа есть исключительный талант — искусство жизни.