Козлы отпущения. США сосредоточат санкции на российских олигархах
Американский Минфин признал невозможность введения полномасштабных ограничительных мер против России из-за побочного эффекта для экономики США и их союзников по НАТО
США не могут ввести в отношении России столь же всеохватывающие санкции, как против Ирана или КНДР, потому что российская экономика слишком масштабна и хорошо интегрирована в международную финансовую систему. Но выход есть: он заключается в наказании конкретных российских олигархов и контролируемых ими компаний.
Об этом заявил помощник министра финансов США Маршала Биллингсли (Marshall Billingslea) на слушаниях в подкомитете по финансовым службам и торговле Палаты представителей Конгресса США.
Документ опубликован в среду, 26 сентября, на сайте Минфина США.
В заявлении подчеркивается, что у министерства финансов США есть четкое представление о сохраняющейся угрозе со стороны широкомасштабных злонамеренных действий России. Речь идет, пояснил Биллингсли, о продолжающейся оккупации Крыма и нарушениях прав человека, злостных кибератаках и незаконной закупке чувствительных технологий для военных целей и разведки, вмешательстве в выборы в США и поддержке режима Башара Асада в Сирии. Все это демонстрирует полное нежелание Москвы «вести себя в качестве ответственного члена международного сообщества».
Противодействие этим угрозам — один из главных приоритетов Казначейства США. Доказательством тому служит «беспрецедентный уровень финансового давления на тех, кто работает от имени Кремля и занят в ключевых секторах российской экономики, на которые распространяются американские санкции».
Помощник министра финансов США признал, что Вашингтон вынужден адаптировать свой подход к санкционному давлению на Россию, поскольку не может «противостоять российской агрессии» таким же образом, как это делается в отношении КНДР или Ирана. «Российская экономика велика и хорошо интегрирована в мировую экономику, международную финансовую систему и мировую сеть поставок. В отличие от Северной Кореи и Ирана, которые в течение десятилетий были почти полностью изолированы от глобальной финансовой системы», — сказал Биллингсли. С учетом этих особенностей Минфин США использует санкционные инструменты, позволяющие «оказать максимальное давление на Россию, сводя к минимуму непреднамеренные побочные эффекты для Соединенных Штатов, их европейских союзников и мировой экономики».
Один из таких инструментов — американские санкции против российских олигархов. В качестве примера Биллингсли приводит Олега Дерипаску и Виктора Вексельберга и их ключевые активы — «Русал» и EN+ и Renova Group. Последние неразрывно интегрированы в мировую экономику и цепочки поставок, в том числе в ряд ближайших союзников США по НАТО. Тем не менее 6 апреля 2018 года в отношении Дерипаски и Вексельберга ввели санкции. «В результате личный капитал Дерипаски сократился более, чем на 50% и цена акций EN+ на Лондонской бирже упала. Состояние Вексельберга уменьшилось на $3 млрд, иностранные правительства начали расследование обстоятельств его попадания в санкционный список США, его активы заморозили в нескольких юрисдикциях, а Renova Group была вынуждена избавиться от предприятий в Швейцарии и Италии», — сообщил помощник