Корабли с непростой судьбой: советские авианосцы
В семидесятые годы прошлого века советский военно-морской флот стал одним из сильнейших в мире, получив первые авианесущие корабли.
Строить авианосцы в СССР хотели еще до Великой Отечественной войны, но дальше пары-тройки чертежей дело тогда не продвинулось. Предпочтение было отдано строительству линкоров типа «Советский Союз» и крейсерам. В результате раздела немецкого флота СССР получил недостроенный авианосец «Граф Цеппелин», однако этому подарку военно-морское командование было не особо радо. Во-первых, авианосец требовалось достроить, во-вторых, палубных самолетов у СССР на тот момент не было. Советские адмиралы не придумали ничего умнее, чем использовать корабль в качестве мишени. В августе 1947 года он был потоплен авиабомбами и торпедами, после чего тема авианосцев была закрыта почти на двадцать лет.
В середине 1960-х флот СССР становится по-настоящему океанским, и вопрос о создании авианесущих кораблей снова стал актуален. Флоту требовались не вертолетоносцы с противолодочными вертолетами, а корабли вооруженные самолетами. В отличие от США, Англии и Франции, в СССР было принято решение строить не классические судна, действующие в составе авианосной группы, а тяжелые авианесущие крейсера с сильным ракетным вооружением. Самолеты у них являлись лишь средством дополнительного усиления боевых возможностей, своего рода «длинной рукой», способной дотянуться до противника на таком расстоянии, на котором его не могли достать ракеты. Именно такие корабли проекта 1143 начали строить в 1970 году в Николаеве на заводе имени Носенко.
Параллельно со строительством авианесущего крейсера «Киев» – первого корабля серии из четырех авианосцев – ОКБ Яковлева с 1968 года разрабатывало самолет вертикального взлета и посадки Як-36М, впоследствии получивший имя Як-38. Забегая вперед, стоит сказать, что первый «вертикальный блин» вышел комом: машина получилась неудачная, с небольшой бомбовой нагрузкой и малым радиусом действия. В случае войны ее боевая ценность оказалась бы едва ли не нулевой. Як-38 полностью проигрывал своему английскому оппоненту «Харриеру». Тем не менее, появление