Коллекция. Караван историйЗнаменитости
Наталью Крачковскую Гайдай грозился снять с роли, если она не наберет двадцать килограммов
"Крачковская вспоминала, как, похудев на двадцать килограммов, счастливая, она вернулась на съемочную площадку картины "Иван Васильевич...", предвкушая, как люди отреагируют на ее стройную фигуру. Но Гайдай строго посмотрел на нее и сказал: "Значит, так, Наталья Леонидовна, переводим вас на спецпитание: взбитые сливки, макароны с сыром, оладьи!" - рассказывает главный редактор Анжелика Пахомова.
Наталья Крачковская появилась в моей жизни в связи с серией интервью, после которой я почувствовала, что меня тянет к этому удивительно мудрому, самобытному и оригинальному человеку. Ее энергетика была потрясающей, рядом с Натальей Леонидовной возникало чувство спокойствия и уверенности, будто кто-то все время говорил тебе: «Держаться! Все будет хорошо!» В тяжелую минуту, когда дела в семье стали совсем плохи, я пришла именно к ней. Посетовала на то, что, кажется, пришла к осознанию, что мне нужен развод. Наталья Леонидовна не задавала лишних вопросов, а выслушала меня молча, с мудрым выражением лица. Потом сказала свое веское слово: «Анжелика, помни, твое сердце, твое чувство стоит дорого, это вообще самое дорогое и ценное, что есть у человека. Не отдавай его просто так... Разводись! Теряешь время...» И с тех пор, как только у меня встает выбор: «служить» кому-то другому или следовать по своему собственному пути, я всегда вспоминаю Крачковскую. И сейчас, спустя много лет, очень благодарна ей за тот совет, к которому я прислушалась.
«Если бы я не смеялась сама над собой, дала бы повод смеяться другим»
Небольшая 40-метровая квартира актрисы, куда я так любила приходить, была очень уютной, обставленной с большим вкусом. «У меня для всего есть свой уголок, — говорила Наталья Леонидовна. — Вот здесь я плачу, вот тут с друзьями общаюсь, а вот там можно поесть. Всему свое место!» Крачковская великолепно готовила. До тех пор, пока здоровье позволяло, делала это сама. Даже обычный суп или сырники из ее рук выходили какими-то особенными, невероятно аппетитными. А уж как ей удавались борщи и щи! По праздникам же Наталья Леонидовна могла приготовить сложнейшего рождественского гуся, или холодец, или пресловутую заливную рыбу.
Однако эта любовь являлась и ее проблемой, потому что где готовка, там и калории. Конечно, со своим трезвым подходом к жизни Наталья Леонидовна уже не надеялась похудеть, но держать себя в прежней форме старалась. У нее на холодильнике висел огромный магнит с лаконичным призывом: «Хватит жрать!» Иногда она просто переставала готовить: «Когда ничего вкусного в доме нет, легче держаться». Кстати, в свое время Крачковская была настолько стройной, что ее приняли в балетную студию. Но обнаружилась проблема: начала подворачиваться нога, и мечты о балете пришлось оставить. А вскоре девушка начала полнеть — потому что родные стали ее специально откармливать.
В детстве Наталье пришлось узнать, что такое голод. Она была из семьи репрессированных. Белогорцевы (это ее девичья фамилия) — казаки, дед служил при дворе государя императора. Понятно, что при советской власти была арестована почти вся семья. Отец, Леонид Белогорцев, когда-то мечтал продолжить древнюю военную династию, но вынужден был пойти в актеры, потому что никуда больше не брали. Во время войны он ушел на фронт, но гибель его стала большой неожиданностью, поскольку произошло это уже в ноябре 1945 года, когда он служил комендантом немецкого городка.
Мама и Наталья с младшей сестрой во время войны не эвакуировались из Москвы. Хотя в ту пору Наталья была совсем маленькой, она до конца жизни помнила бомбежки и еще вкус супа из крапивы. Помнила военное «пирожное»: кусок хлеба с маслом, посыпанный сахаром. Помнила свое единственное голубое платье «на выход»... Ну а потом, уже после войны, к ним из Грузии приехала тетя. Видя, что племянница совсем худенькая, взялась ее откармливать. И невероятно вкусная грузинская кухня сделала свое дело — Наташа превратилась в аппетитную пышечку. Позже взялась худеть, да поздно было... Впрочем, Крачковская всегда относилась к себе со здоровой долей иронии. «Если бы я не смеялась сама над собой, дала бы повод смеяться другим», — говорила она.
Крачковская мечтала, чтобы Бендера сыграл Михаил Козаков
Наталья Леонидовна как женщина всегда держала марку. Она выглядела модно даже в те времена, когда ничего невозможно было достать, потому что научилась хорошо шить и вязать. Однажды связала для своего сына синее пальто, и все были уверены, что оно заграничное. Когда мы начали общаться, актриса была уже в солидном возрасте, очень болела, но, выходя из дома, всегда выглядела на все сто. «Я не могу позволить себе появиться на улице в рваных чулках или в грязных ботинках, — говорила она. — На меня смотрят, на меня равняются, я же актриса!»
В отличие от других актеров Крачковская не стеснялась своих «народных» ролей. Когда при ней цитировали: «И тебя вылечат, и меня вылечат...» — улыбалась и всегда говорила: «Какое счастье, что я снималась у Гайдая!» Она обожала свою роль в «12 стульях», и если куда-то звонила, уточняла: «Это Наталья Крачковская, мадам Грицацуева...» Наталья Леонидовна не уставала рассказывать, как случайно попала в этот фильм. Ее муж Владимир Крачковский был звукорежиссером, работал с Гайдаем. В Алушту, где шли пробы к фильму «12 стульев», он приехал с женой и познакомил с ней режиссера.
— Вот такая мне и нужна на роль мадам Грицацуевой, как эта Крачковская, — тихонько шепнул Леонид Иович ассистентке. — Найдите мне актрису таких же габаритов и столь же обаятельную.