Кинофестиваль для дебютантов: как «Санденс» уже 40 лет открывает новые имена
С 18 по 28 января в Парк-Сити, штат Юта, США, в 40-й раз прошел международный фестиваль независимого кино «Санденс». Победителями смотра стали, в том числе, драма «Летние дни» колумбийской женщины-режиссера Алессандры Лакорацца и «Фарфоровая война» Брендана Белломо и Славы Леонтьева. Кинокритик Тамара Ходова рассказывает, как прошел фестиваль и за какими премьерами «Санденса» стоит следить.
Молодые таланты
Традиционно в конце «Санденса» вручают более десятка наград, самые важные из них — первые четыре. Так, лучшим драматическим фильмом в американском конкурсе стала полуавтобиографическая картина «Летние дни» колумбийки Алессандры Лакорацца про двух сестер, которые каждое лето навещают своего отца в штате Нью-Мексико. Лучшим документальным фильмом в американском конкурсе объявили «Фарфоровую войну» Брендана Белломо и Славы Леонтьева об украинских художниках, которым пришлось пойти в солдаты.
Лучшим драматическим фильмом в международном конкурсе стала картина «Сухо» мексиканских режиссеров Астрид Рондеро и Фернанды Валадес о четырехлетнем сироте, которого ждет будущее в наркокартели. А лучшей международной документалкой — «Новый вид дикой природы» норвежского режиссера Силье Евенство Якобсен о семье в Норвегии, живущей на далекой от цивилизации ферме.
«Санденс» добросовестно награждает своих участников, правда, без пафосной церемонии с двухчасовой красной дорожкой. При этом важны не столько призы, сколько внимание, которое получают представленные проекты. Этот кинофестиваль стоит особняком от других крупных международных смотров. Он первым открывает фестивальный сезон в январе, и в отличие от, например, Канн, Венеции или Торонто, которые соревнуются между собой, чтобы заполучить в конкурс самых именитых участников, больше любит раскрывать и взращивать новые таланты.
Так, в этом году из 101 режиссера 40, то есть 40%, были дебютантами. При этом 11 проектов из 82 фильмов-участников были поддержаны Институтом Санденс с помощью грантов или программ резиденций. В свое время звездными дебютантами фестиваля стали десятки режиссеров, сценаристов и актеров, без которых уже невозможно представить современный кинематограф: Ричард Линклейтер, Ава Дюверней, Стивен Содерберг, Обри Плаза, Пол Томас Андерсон, Лулу Ванг, Аня Тейлор-Джой, Роберт Эггерс и другие.
«Санденс» выполняет очень сложную и рискованную работу — находить драгоценные камни в горах руды — и все 40 лет справляется с этой задачей блестяще. Несмотря на то, что он не похож на большинство крупных фестивалей, его фильмы неизменно занимают заметную роль в так называемом наградном сезоне, который заканчивается главной кинопремией мира — «Оскаром».
За последние годы номинациями и наградами американской киноакадемии были отмечены «CODA: ребенок глухих родителей» Шан Хейдер, ставший лучшим фильмом на «Оскаре» 2020 года, «Минари» дебютанта Ли Айзека Чуна, «Отец», который запустил кинокарьеру французского театрального режиссера Флориана Зеллера, «Прошлые жизни» дебютантки Селин Сон, соревнующийся за звание лучшего фильма на «Оскаре» в этом году.