«Картинки в голове: И другие рассказы о моей жизни с аутизмом»
Как лекарства облегчают жизнь людям с РАС
Жизнь людей с расстройством аутистического спектра отличается от жизни нейротипичных людей в неожиданных деталях. Например, Тэмпл Грандин, ученая и писательница с РАС, мыслит зрительными образами и легко создает в воображении модели и конструкции. В то же время ее обескураживают сложные эмоции, поэтому она никогда не понимала историю Ромео и Джульетты. В книге «Картинки в голове: И другие рассказы о моей жизни с аутизмом» (издательство «Альпина нон-фикшн»), переведенной на русский язык Ольгой Новицкой, Тэмпл Грандин рассказывает, как устроено мышление людей с РАС, а также о современных подходах к его диагностике и лечению. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, посвященным медикаментам, которые могут облегчить жизнь людей с расстройством аутистического спектра.
Лекарственная терапия при аутизме
Сегодня много разнообразных схем медикаментозной терапии, способных реально облегчить жизнь аутичным людям. Особенно важно это в ситуациях, связанных с пубертатным периодом. К сожалению, специалисты не всегда могут правильно подобрать препарат и дозировку. На конференциях по аутизму мне часто приходится выслушивать страшные рассказы о том, как неподходящее лекарство, по ошибке выписанное аутичному ребенку с эпилепсией, привело к серьезному эпилептическому припадку или как доктора, назначая нейролептики в лошадиных дозах своим пациентам, фактически превращали их в зомби. Кто-то после слишком большой дозы антидепрессанта впал в буйное состояние и разнес всю комнату; кто-то, наоборот, спал сутки напролет, потому что его посадили на коктейль из шести разных препаратов в больших дозах; родители жаловались на серьезные побочные эффекты от медикаментов, которые выписывают их детям.
Грамотная лекарственная терапия — важный компонент продуманной программы помощи при аутизме, но она не способна подменить собой работу по образованию, развитию и социализации. Лекарство снизит уровень тревожности, однако не сможет увлечь человека так, как сделает это хороший педагог. Складывается впечатление, что аутичные люди получают такое количество сильнодействующих препаратов, что буквально опутаны с головы до ног медикаментозной смирительной рубашкой. Эффективная терапия предполагает прием лекарств, которые даже в небольших дозах давали бы ощутимый и быстрый результат. Если эффект ничтожен, препарат принимать не стоит. Из-за широчайшего диапазона симптомов при аутизме лекарство, которое принесло пользу одному, может оказаться бесполезным для другого.
Согласно результатам исследований, появившиеся антидепрессанты кломипрамин и флуоксетин могут быть весьма эффективны для аутичных людей. Они облегчают состояние при обсессивно-компульсивных расстройствах, а также показаны при скачкообразном мышлении, которое нередко беспокоит людей с РАС. Наверное, для пациентов, начинающих терапию, эти лекарства даже лучше, чем те, что принимаю я. Кломипрамин, близкий родственник моего дезипрамина и имипрамина, также стимулирует уровень серотонина — нейромедиатора головного мозга, оказывающего успокоительное воздействие на нервную систему. Однако кломипрамин, имипрамин и дезипрамин следует принимать с осторожностью при наличии патологических очагов, зафиксированных на электроэнцефалограмме, потому что эти препараты способны вызывать эпилептические припадки. Для людей с эпилепсией в анамнезе больше подойдет флуоксетин. Подобные лекарственные средства отпускаются только по рецепту, но в любом случае необходимо проконсультироваться со специалистом, который осведомлен об особенностях приема антидепрессантов аутичными людьми.
Профессора Пол Харди из Бостона и Джон Рэйти из Гарвардской медицинской школы часто повторяют, что дозировки антидепрессантов для аутичных людей должны быть ниже, чем для нейротипичных пациентов. Намного ниже, чем требуемые для лечения депрессии. Человеку с РАС столько не нужно. Многим хватает четверти или трети стандартной дозировки, хотя есть те, кому необходима полная. Передозировка обязательно вызывает беспокойство, возбуждение, бессонницу и вспышки агрессии. Начинать надо с микродоз и медленно наращивать их до получения терапевтического эффекта. Определив оптимальное количество препарата, следует принимать его постоянно. Лучше руководствоваться принципом минимальной достаточности. Превышение привычной дозировки может повлечь катастрофические последствия вроде вспышек неконтролируемой агрессии, эпилептических припадков, а в отдельных случаях дать толчок к развитию маниакальных синдромов. Если при наращивании дозировки отмечаются нарушение сна, агрессия или возбуждение, дозу надо немедленно снизить. Первый и самый распространенный сигнал «перебора» — бессонница.