Карен Газарян: Особенности национального харассмента
Почему именно Россия с ее традиционным домостроем в семейных отношениях вдруг оказалась в авангарде борьбы против домогательств? Как считает публицист Карен Газарян, разгадка этого феномена лежит исключительно в правовой сфере
Новая этика сняла множество старых проблем. Например, кардинально изменила культуру отказа. Любой отказ стал делом легким и непринужденным. На письмо или сообщение можно просто не отвечать, и собеседник, если он, конечно, не круглый дурак, быстро поймет, что ему отказали, с ним не хотят коммуницировать, его попросту не желают знать. С одной оговоркой: пока что эта новая этика утвердилась лишь в онлайне, в офлайне же все еще принято отвечать на прямой вопрос или приветствие, но лиха беда начало.
Молчание как способ сказать «нет» обзавелось уж специальным термином — «гостинг». И вот британские или американские, к примеру, школьницы страдают от этого гостинга, которому их подвергают сверстники, вдруг утратившие к ним интерес. Страдания эти заполняют англоязычный инстаграм (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), как «глупый пингвин» заполняет свободное пространство «в утесах» своим жирным телом. Еще в эпоху старой этики американские и британские подростки, заводя очередной роман, загодя готовились к его финалу и записывали грустный трек-лист, который прослушивали, едва тот самый финал наступал. Колумнистов прогрессивной прессы от этого цинизма брала оторопь. Но сегодня и трек-лист не нужен. Уберизация жизни добралась и до сердец: зачем завершать отношения, если их можно просто отключить нажатием кнопки. Любые объяснения, рефлексии и, что греха таить, эмоции — это дополнительное усилие, которое в наш цифровой век становится с каждым днем все невозможнее.
Но есть у новой этики и другая, неожиданная сторона. Это совершенно никак не согласующаяся с вышеописанным бесчувствием чувствительность. И как следствие этой чувствительности — мировой парад обвинений в харассменте. Люди (и не только школьники!), которые сегодня без малейшей рефлексии вычеркивают любого из своей жизни простым блоком, вдруг сделались необычайно уязвимыми для разного рода домогательств. Их хватают за мягкое место, раздевают глазами и руками, делают им непристойные предложения и почти, почти осуществляют свои намерения без всякого спроса буквально на каждом шагу. Будто сорвавшись с цепи, домогатели вершат свои черные непристойности. Заметьте, это происходит в век, когда звонок по мобильному без предупреждения считается вопиющим нарушением личных границ. Это происходит в мире, где романтические