«Любой ее проект — невиданная новость, и каждый — отважнее предыдущего»

Караван историйДизайн

Заха Хадид. Гостья из будущего

«Любой ее проект — невиданная новость, и каждый — отважнее предыдущего, истоки ее оригинальности кажутся неисчерпаемыми», — говорил о Захе Хадид коллега Фрэнк Гери, сам изрядный выдумщик..

Нина Белова

Не так давно выставил на продажу свой футуристический особняк бизнесмен Владислав Доронин. К слову, это единственный частный дом, спроектированный культовым британским архитектором.

Вообще-то Хадид не занималась ничем подобным, но тут сделала исключение. Они познакомились на светском мероприятии в Лондоне. За ужином российский магнат упомянул, что купил землю в пригороде Москвы и мечтает построить такой дом, чтобы просыпаясь, видеть небо. Заха поинтересовалась, какой высоты на участке деревья. Услышав, что около двадцати метров, взяла салфетку и набросала эскиз.

Предполагалось, что особняк станет свадебным подарком бизнесмена супермодели Наоми Кэмпбелл. Однако торжество не состоялось, и теперь авангардный дом выставлен на продажу за сто пятьдесят миллионов долларов.

...Один из самых знаменитых архитекторов ХХI века появилась на свет тридцать первого октября 1950 года в Багдаде в семье Мухаммада аль-Хадж Хусейна Хадида, политика и богатого коммерсанта. «Отец был человеком передовых взглядов с космополитическими интересами. Моя семья видела в образовании паспорт в лучший мир, но я не знала, чем хочу в действительности заниматься», — вспоминала Заха.

Ее мать, женщина остроумная и с хорошим вкусом, училась в Европе и стала художником. Именно Ваджиха аль-Сабунджи научила дочь рисовать. Однажды к ним пришел друг отца, архитектор. Он строил дом для родственницы родителей Захи и захватил с собой макеты — показать заказчикам, которые страшно заинтересовали девочку.

Заха была младшим ребенком в семье. Братья учились в Англии — в Оксфорде и Кембридже, она же пока ходила в католическую монастырскую школу, расположенную в центре Багдада, и росла в среде смешения западной и восточной культур.

В 1968 году Хадид уехала из Ирака — изучать математику в Американском университете Бейрута, затем продолжила образование в Лондоне — в знаменитой Школе Ассоциации архитекторов. Здесь, по ее словам, «открыла для себя мир архитектуры — такой захватывающий и возбуждающий». Наставником стал голландец Рем Колхас — бунтарь и разрушитель стереотипов. Он увидел в глазастой арабской девушке «чрезмерный талант» и угадал родственную творческую душу, ведь как и Рем, Заха обожала русский авангард. Дипломную работу — проект жилого моста над Темзой — она назвала «Тектоник Малевича».

Юному дарованию в процессе учебы помощь требовалась лишь при разработке некоторых деталей, например лестниц, почему-то они в ее студенческих работах всегда упирались в потолок. В те времена Заха была невероятно застенчива и уязвима. Когда обижали — плакала. «Ее слезы не текли струйками, — вспоминал Колхас, — они надвигались на вас как пули. Эти слезы выражали не грусть, но возмущение». Позднее, вращаясь в отнюдь не сентиментальном мужском мире архитектуры, Заха научилась и едкой шутке, и твердому взгляду, заставляющему трепетать подчиненных.

Оценив ее самобытность — «планета на собственной орбите», Рем пригласил Заху в свое бюро в Роттердаме. Через три года, в 1980-м, подопечная решила начать независимую практику и открыла в Лондоне мастерскую Zaha Hadid Architects.

Путь к признанию оказался долгим. Женщину-архитектора воспринимали как диковинку. И хотя некоторые проекты Хадид завоевывали призы на конкурсах, никто не был готов воплощать их в жизнь. Перевернутый небоскреб для английского Лестера так и остался на бумаге. Спортивный клуб «Пик» на холме в Гонконге тоже не был реализован. Как и проект Оперного театра залива Кардифф , напугавший консервативных британских застройщиков. Ее творческая фантазия сильно опережала время...

«Идеи не пропадают. Они просто ждут своего времени», — успокаивала Заха себя и сотрудников. Много лет она творила только на бумаге, а бюро, чтобы выжить, занималось мелкими заказами: оформлением баров, дизайном мебели, театральными декорациями. «Ну конечно, порой я бывала подавлена, — признавалась Хадид. — Но чтобы двигаться дальше, надо двигаться! Верить, что рано или поздно победишь. Моя команда всегда в меня верила. Какие бы ни были неудачи, провалы, простои... люди не хотели уходить».

Первым проектом, который удалось реализовать, стало похожее на самолет «Стелс» здание крошечной пожарной части в немецком Вайль-на-Рейне, сложенное из изогнутых бетонных плит, будто застывших в причудливом танце.

Настоящий прорыв деконструктивизма случился в 1997-м, когда по проекту Фрэнка Гери был построен Музей Гуггенхейма в Бильбао. Странное архитектурное течение вошло в моду, наступило торжество кривых линий. Обратили внимание и на Заху, она стала автором Центра современного искусства в Цинциннати. Спустя два года Хадид взялась за лыжный трамплин в Инсбруке и вокзал в Страсбурге.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Наталия Белохвостикова. Защищаю любовь Наталия Белохвостикова. Защищаю любовь

Наталия Белохвостикова рассказывает о своей жизни и сложностях усыновления

Караван историй
Юрий Каракур: Фарфор. Отрывок из книги Юрий Каракур: Фарфор. Отрывок из книги

Рассказ из новой книги обладателя Гран-премии «Рукопись года 2020»

СНОБ
Властелин Европы посреди Атлантики Властелин Европы посреди Атлантики

Святая Елена стала местом смерти Наполеона и рождения наполеоновской легенды

Дилетант
Археологи нашли в Старой Рязани усадьбы двух ювелиров-шахматистов XIII века Археологи нашли в Старой Рязани усадьбы двух ювелиров-шахматистов XIII века

Предметы в этих усадьбах указывают на то, что их хозяева были ювелирами

N+1
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Мята, фисташка и немного Tiffany Мята, фисташка и немного Tiffany

Современная интерпретация модного сегодня стиля 60‑х годов

SALON-Interior
Как администрация Путина сделала из Сергея Фургала русского Джорджа Флойда Как администрация Путина сделала из Сергея Фургала русского Джорджа Флойда

Российское общество меняется, а власть не знает, что с этим делать

СНОБ
Как исправить неудачный татуаж — рассказывает мастер перманентного макияжа Как исправить неудачный татуаж — рассказывает мастер перманентного макияжа

Неудачный перманент — это неприятно, но исправимо. Рассказываем, как

Cosmopolitan
Дети декабря Дети декабря

Декабристы — безумцы, герои, предатели или лучшие сыны нации?

Дилетант
Как помочь подростку найти дело жизни? Как помочь подростку найти дело жизни?

Как поставить себя на место подростка и помочь ему выбрать профессию

Psychologies
Умная почка Умная почка

Почки создают условия для высокой эффективности работы клеток всех органов

Наука и жизнь
Плохой сезон для любви Плохой сезон для любви

У природы нет плохого сезона, а у любви и секса? Оказывается, есть

СНОБ
Мемуары выдающихся ученых, которые стоит прочесть Мемуары выдающихся ученых, которые стоит прочесть

Топ-7 самых увлекательных мемуаров легендарных исследователей и ученых

Популярная механика
Со знаком качества Со знаком качества

Экскурс в 20‑е годы прошлого столетия — современная вариация на тему ар-деко

SALON-Interior
Праздничный марафон Праздничный марафон

Новогодние праздники – серьёзное испытание для организма

Здоровье
Все невротики — перфекционисты: так ли это на самом деле? Все невротики — перфекционисты: так ли это на самом деле?

Как понять, перфекционист вы или нет?

Psychologies
Перевал Дятлова против сошедшей с ума Николь Кидман Перевал Дятлова против сошедшей с ума Николь Кидман

Битва сериалов: «Перевал Дятлова» против «Отыграть назад»

СНОБ
Почему насилия в жизни становится меньше, а на экране — больше, и почему миллениалы нравственнее бебибумеров Почему насилия в жизни становится меньше, а на экране — больше, и почему миллениалы нравственнее бебибумеров

Отрывок из книги Стивена Пинкера «Лучшее в нас»

Inc.
Истребитель, которого никто не боялся Истребитель, которого никто не боялся

История британского истребителя времен Второй мировой войны

Maxim
Сделать бизнес на одном товаре и продавать его 60 лет: история универсальной смазки WD-40 Сделать бизнес на одном товаре и продавать его 60 лет: история универсальной смазки WD-40

WD-40 создавали смазку для космических ракет, а её формула хранится в секрете

VC.RU
Как бренд Jil Sander возвращает себе былую славу Как бренд Jil Sander возвращает себе былую славу

Говорим «минимализм 1990-х» – подразумеваем «дом Jil Sander»

GQ
«Математика с дурацкими рисунками. Идеи, которые формируют нашу реальность» «Математика с дурацкими рисунками. Идеи, которые формируют нашу реальность»

Отрывок из книги Бена Орлина, которая поможет вам легко понять математику

N+1
История ярмарок в России История ярмарок в России

Как менялись развлечения — от забав скоморохов с медведями до концертов Шаляпина

Культура.РФ
Антибиотики оказались опасны для младенцев Антибиотики оказались опасны для младенцев

Чем антибиотики опасны для детей

Популярная механика
Софья Эрнст: «При встрече с сильным соперником думаю, как превратить его в соратника» Софья Эрнст: «При встрече с сильным соперником думаю, как превратить его в соратника»

Софья Эрнст рассказала, как обычно реагирует на появление сильного соперника

Grazia
Любовь в Южной Корее: как здесь строят отношения и относятся к браку Любовь в Южной Корее: как здесь строят отношения и относятся к браку

Отрывок из книги Су Ким «Как живут корейцы»

Forbes
Как воплотить мечту в реальность: 10 шагов, чтобы стать своим собственным джином Как воплотить мечту в реальность: 10 шагов, чтобы стать своим собственным джином

Полезная инструкция, как всегда добиваться того, что хочешь больше всего

Playboy
Как устроен бизнес экскурсий по крышам Петербурга и чем он не нравится жителям Как устроен бизнес экскурсий по крышам Петербурга и чем он не нравится жителям

Чем руферы Петербурга мешают властям и как легально сделать селфи на крыше

РБК
Правила жизни Натальи Бонк Правила жизни Натальи Бонк

Правила жизни лингвиста и педагога Натальи Бонк

Esquire
Слишком большой бизнес: зачем основатель «Красного & Белого» объединил сеть с конкурентами и что поменялось за два года Слишком большой бизнес: зачем основатель «Красного & Белого» объединил сеть с конкурентами и что поменялось за два года

Что изменило слияние «Красного & Белого» с сетями «Бристоль» и «Дикси»

VC.RU
Открыть в приложении