В дверь постучали: "Месье, к вам мисс Хепберн"

Караван историйЗнаменитости

Юбер Живанши: Аристократ от-кутюр

В дверь постучали: "Месье, к вам мисс Хепберн". Юбер вскочил с кресла, одергивая пиджак. О визите кинодивы взволнованная секретарша сообщила накануне, и он ждал этой встречи с нетерпением.

Ханна Лебовски

Фото: Vostock Photo; E. Robert/Sygma/Getty Images

Неужели знаменитая Кэтрин Хепберн и впрямь почтила вниманием его фирму, созданную лишь год назад, и сейчас в кабинет войдет рыжеволосая звезда «Ребра Адама»?

Но на пороге показалась хрупкая брюнетка с огромными глазами, застенчивая и совершенно незнакомая. Клетчатые узкие брючки, простенькие сандалии, белая футболка и соломенная шляпа, как у венецианского гондольера — никакого стиля, и все же, пожалуй... Тем временем помощница прервала его мысли, представив: «Мисс Одри Хепберн». Одри?

Эта путаница всю жизнь будет преследовать актрис-однофамилиц и станет поводом для множества шуток. В те дни, в августе 1953-го, мир знал лишь одну из них — Кэтрин. Премьера «Римских каникул», ставших визитной карточкой другой Хепберн — Одри, уже состоялась в Нью-Йорке, но во Франции о новом фильме еще не слышали. И Юбер понятия не имел о том, что перед ним — зарождающаяся звезда эпохи, более того — его будущая муза и ближайший друг. Он лишь оценил профессиональным взглядом ее пропорции и поразительное изящество, сразу представив, как прекрасно будут сидеть на этой девушке его лучшие творения.

Живанши было двадцать шесть, Одри — двадцать четыре. В ту первую встречу ни он, ни она не могли и мечтать, что впереди обоих ждет всемирная слава. Юбер с детства точно знал лишь одно: он хочет сочинять самую красивую одежду.

Юберу Джеймсу Марселю Таффену де Живанши ничего не пришлось выбирать — он угодил в число тех, чей путь предопределен с рождения. Модельер появился на свет двадцать первого февраля 1927 года, как говорится, «с серебряной ложкой во рту» — с именем и титулом. Кого только не значилось среди его предков: венецианские зодчие и французские аристократы, живописцы и фабриканты. Родовитая семья, дом в Бове на севере Франции, любящие родители...

Фото: Givenchy

Впрочем, отца своего он толком не помнил — тот умер, когда Юберу едва исполнилось три, но навсегда остался для сына героем. Маркиз Люсьен Таффен де Живанши — летчик из того же легендарного поколения, что и Антуан де Сент-Экзюпери, — благополучно вернулся с Первой мировой. Скончался он от последствий «испанки», разновидности тяжелого гриппа, в 1930-м, оставив сиротами будущего модельера и его брата Жан-Клода двумя годами старше. В детстве Юбер мечтал покорять небо, как отец, но жалел маму, не перестававшую оплакивать любимого мужа и возненавидевшую авиацию.

Беатрис де Живанши младшего сына обожала, но воспитывала в жестких протестантских традициях, считая главными постулатами трудолюбие, честность и целеустремленность. Зато ее мать баловала внука при любой возможности. У бабушки Маргерит имелась корзинка с рукоделием, где хранилось бесчисленное множество лоскутков — атласа, шелка, бархата... Мальчик подолгу играл с разноцветными обрезками, раскладывая их в одному ему понятной последовательности, пробуя всевозможные сочетания фактур и оттенков. Старший брат посмеивался над «девчоночьими» пристрастиями, на что Юбер, научившийся безошибочно определять ткани на ощупь, упрямо твердил: «Они — живые».

Довольно рано выяснилось, что у мальчика недюжинные способности к рисованию. Правда, поначалу трудно было понять, что увлекает его больше — живопись или архитектура. В десять лет будущий модельер с братом и мамой посетил Всемирную выставку в Париже. В зале, посвященном моде и элегантности, он увидел восхитительные платья и едва вернувшись домой, тут же кинулся их зарисовывать. С тех пор в его альбомах эскизы диковинных зданий уступили место наброскам не менее диковинных нарядов. Отныне ничего другого мальчику не хотелось — только сочинять одежду, какой до него не придумал еще никто.

В 1940-м умерла бабушка. К этому времени благосостояние клана Живанши вконец истаяло и все хлопоты о семействе легли на плечи Беатрис. Шла война, обедневшая маркиза не гнушалась обстирывать более удачливых женщин и ухаживала за ранеными в местном госпитале. Она надеялась, что отпрыски выберут профессию по возможности достойную, но в любом случае гарантирующую стабильный заработок, и не сразу смирилась с решением младшего сына попробовать себя в модном бизнесе.

По окончании Второй мировой в 1945 году восемнадцатилетний провинциал в точности по заветам любимого Бальзака, чьи герои в поисках признания направлялись покорять столицу, отправился в Париж. По настоянию матери, все еще с трудом воспринимавшей превращение потомка аристократов в портного, Юбер поступил в Национальную школу изящных искусств и одновременно, уже по собственному желанию, устроился в Модный дом известного кутюрье Жака Фата. Там юноша постигал бесчисленные премудрости: рисовал эскизы, помогал в работе с моделями, ловя каждое слово и движение.

Живанши было суждено сменить еще нескольких именитых учителей, и у каждого он проводил около года: Робер Пиге, Люсьен Лелонг, где Юбер трудился бок о бок с еще никому не известными Кристианом Диором и Пьером Бальменом. Затем его взяла в ассистенты прославленная Эльза Скиапарелли, у которой он проработал пять лет, постаравшись извлечь из этого сотрудничества максимум пользы. В конце концов Скьяп, как звали ее близкие, доверилась Юберу настолько, что даже назначила управляющим одного из бутиков.

Своенравная, причудливая, нестандартно мыслящая Эльза все делала по-своему. В отличие от консервативных коллег она с готовностью принимала любые вызовы эпохи, экспериментируя с формами, фактурами и цветом. Именно Скиапарелли мы обязаны появлением застежки-молнии на одежде, она шокировала публику аксессуарами вроде шляпки в виде женской туфли или сумки в форме телефонного аппарата.

Благодаря ей Живанши усвоил главное: в мире моды есть место любой смелой фантазии, лишь бы она соответствовала духу времени. Впрочем, уже тогда он знал, что не хочет выходить за рамки элегантности и вкуса — экстравагантность его не занимала. Будущие эксперименты Юбер надеялся осуществлять ненарочито, скорее на уровне дразнящего намека — подобно запаху духов, который можно уловить, лишь приблизившись.

Вооруженный накопленными знаниями и умениями, неопытный, но страстно рвущийся в бой двадцатипятилетний модельер осмелился рискнуть по-крупному. Он занял денег у родственников и открыл собственный Дом. Бутик Живанши распахнул двери на улице Альфреда де Виньи неподалеку от парка Монсо третьего февраля 1952 года. На что мог рассчитывать новичок, еще не предъявивший миру никаких собственных успехов? Надеялся, что на его первую коллекцию бросят хотя бы пару заинтересованных взглядов. Он позволил себе самые недорогие ткани и фурнитуру и сделал ставку на единственное, в чем действительно был силен, — силуэт и крой. Свою главную задачу он видел в том, чтобы не скрывать линии тела, а подчеркнуть его природные достоинства, по возможности приблизив к идеалу.

К искреннему изумлению Юбера коллекцию расхватали как горячие пирожки! Особенно понравилась белая блуза из хлопка с оборками-воланами на рукавах, обшитыми черными кружевами. Называлась она «Беттина» — в честь манекенщицы Беттины Грациани, ставшей лицом и пресс-атташе нового Дома. Они с Живанши дружили со времен работы у Жака Фата. В пятидесятые Беттина считалась истинной королевой модного Парижа и являлась рекордсменкой по количеству публикуемых фотографий. В столицу она приехала за год до Юбера из Нормандии, мечтая открыть собственное ателье. Однако судьба распорядилась по-иному: роскошная внешность хрупкой рыжеволосой красавицы определила ее карьеру.

Фото: Givenchy

Беттина дружила со всеми знаменитыми кутюрье (сменить «негромкое» имя Симон Мишлен Боден на более звучный псевдоним ей посоветовал Пьер Бальмен), обладала ярким характером и редкой в тех кругах верностью и порядочностью. Она увлекала самых притягательных мужчин, но подиум оставила лишь ради Али Салмана Ага-хана — восточного принца, плейбоя и бывшего мужа Риты Хейворт. Увы, вскоре пара попала в автомобильную аварию, Али погиб, а его беременная возлюбленная потеряла ребенка.

После пережитой трагедии ее ожидало возвращение в мир моды, бесконечные путешествия и статус одной из культовых персон. Но все это было позже, а тогда, в начале пятидесятых, Беттина просто горячо поверила в Юбера, дружба с которым продлится до самой ее смерти в 2015 году. Уже известная модель, она охотно взялась помогать новичку и, воспользовавшись своими связями, привлекла к сотрудничеству и коллег, и модных редакторов, обеспечив теплые отзывы в прессе.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Татьяна Назаренко. Боль и слава Татьяна Назаренко. Боль и слава

Татьяна Назаренко выставляется в Петербурге, Париже, Нью-Йорке

Караван историй
Удовольствие зрелого возраста Удовольствие зрелого возраста

Ухаживать за собой – значит, относиться к себе с вниманием: уметь снимать стресс и расслабляться, хорошо питаться, радовать себя прогулками и массажем. А еще это значит понимать потребности своего организма. У зрелых женщин эти потребности имеют свои особенности.

Psychologies
Тимур Еремеев: Тимур Еремеев:

Тимур, скажи честно — это твой папа? Вы так похожи...

Караван историй
Hyundai Creta – Suzuki Vitara Hyundai Creta – Suzuki Vitara

Откуда такая разность потенциалов?

АвтоМир
Китайская грамота Китайская грамота

Коллекция китайского фарфора

AD
Выйти из декрета Выйти из декрета

Ребенок уже подрос, а мысль о возвращении в ряды работающих мам все равно пугает

Домашний Очаг
Меня точно уволят… Меня точно уволят…

Страх потерять работу сильно мешает жить и трудиться

Лиза
Доброе утро Доброе утро

Начинаем день простой практикой, чтобы успокоить эмоции и не допустить стресса

Yoga Journal
Растущий интерес Растущий интерес

Звезда фильмов «Призрак» и «Хороший мальчик» Семен Трескунов

Glamour
Запрещать или разрешать? Запрещать или разрешать?

Психолог Дарья Дмитриева – о доверии и контроле в отношениях с ребенком

Домашний Очаг
Я в домике Я в домике

Мария Захарова впервые дает интервью глянцевому журналу

Tatler
Папа Маши и медведя Папа Маши и медведя

Сергей Кузьмин инвестирует в мультипликацию и квантовые технологии

Forbes
Неужели я уже старая? Неужели я уже старая?

После наступления климакса, женщина начинает терять привлекательность – это миф!

Лиза
Свадебные генералы Свадебные генералы

Как устроен мир брачных аферистов

GQ
Артемий Троицкий Артемий Троицкий

Правила жизни музыкального критика Артемия Троицкого

Esquire
Семейная ценность Семейная ценность

Семья Форбс борется с утверждением, что негоже считать чужие деньги

Forbes
«От отца к сыну»: почему в Италии любят свою работу «От отца к сыну»: почему в Италии любят свою работу

Кто-то находит смысл в работе, когда выполняет ее своим особым способом. Кто-то стремится стать лучшим и постоянно учится. У итальянцев есть свой рецепт: чтобы работа приносила радость, она должна присутствовать в жизни с детства! Джанни Мартини, владелец итальянской винодельческой компании «Фрателли Мартини» и бренда Canti, рассказал о своем опыте.

Psychologies
Nissan Terrano – Chery Tiggo 3 Nissan Terrano – Chery Tiggo 3

Принципиальная идея одна: недорогой кроссовер и две педали при нем

АвтоМир
Лана Дель Рей: женщина, которая жаждет покоя Лана Дель Рей: женщина, которая жаждет покоя

Лана Дель Рей не любит рассказывать прессе, что работала в социальной службе

Esquire
Из жизни отдохнувших Из жизни отдохнувших

Психотерапевт Ирина Первушина учит нас отдыхать правильно

Psychologies
Лев Кекушев: Отец московского модерна Лев Кекушев: Отец московского модерна

Финал жизни Кекушева покрыт абсолютным мраком

Караван историй
Борис Ливанов: Борис Ливанов:

Готов ждать. Все равно выиграю — рано или поздно

Караван историй
Девочка созрела Девочка созрела

Девятнадцатилетняя Эль Фэннинг стремительно хорошеет

Vogue
Некроманты из Простоквашино: 16 совершенно жутких героев русских сказок Некроманты из Простоквашино: 16 совершенно жутких героев русских сказок

Настоящая русская народная сказка – это сплошной секс и насилие.

Maxim
Везти себя прилично Везти себя прилично

В чем мужчине следует ехать в отпуск

GQ
Бои глобального значения Бои глобального значения

Командные схватки DJI RoboMasters – эпицентр новой революции роботов

Популярная механика
Горе от интеллекта Горе от интеллекта

Миллиардер Илон Маск, его любимая Эмбер Хёрд и прочая головная боль

Tatler
Лайма. Надежды и потери Лайма. Надежды и потери

Интервью с Лаймой Вайкуле

СНОБ
Люди в Донбассе невероятно выносливы Люди в Донбассе невероятно выносливы

Александр Хуг о миссии ОБСЕ, отчаянии и надежде

Русский репортер
Илья Ильф и Маруся Тарасенко. Мелодия на два голоса Илья Ильф и Маруся Тарасенко. Мелодия на два голоса

Бессмертная любовь Марии Николаевны Ильф

Караван историй
Открыть в приложении