Интервью с балериной Светланой Захаровой

Караван историйЗнаменитости

Светлана Захарова. Крепкий орешек

Это был сложный период. Временами накатывало жуткое отчаяние, но говорила себе: "Ничего, не я первая, не я последняя. Все через это проходят. И я пройду..."

Беседовала Елена Ланкина

Фото: Владимир Фридкес. Из проекта «Светлана Захарова. Стоп-кадр»

балет обычно приходят люди, влюбленные в танец. Вы, наверное, с детства мечтали о пуантах?

— Представьте себе — нет. Возможно потому, что не видела балет «живьем» — только по телевизору. В городе Луцке, где я родилась, не было театра оперы и балета, только драматический.

А вот мама моя мечтала о балете, который во времена ее детства и юности был необыкновенно популярен. Публика боготворила Уланову, Плисецкую, других звезд Большого театра. Мама занималась хореографией, но встать на пуанты ей так и не довелось, она связала судьбу с ансамблем народного танца. Позже руководила большим детским коллективом, преподавала и ставила прекрасные номера. Ездила со своим ансамблем на гастроли.

А меня сначала привела на художественную гимнастику, позже в танцевальный ансамбль. Когда исполнилось десять, пришло время поступать в хореографическое училище. Для уверенности сначала мама показала меня своему педагогу, балерине, у которой училась в Луцке. Я продемонстрировала ей гибкость, выворотность, растяжку, подъем — все, на что смотрят на вступительных экзаменах. «По-моему, вам стоит поехать в Ленинград, у девочки хорошие данные», — сказала она. Но мы отправились поступать в Киев. Ленинград находился слишком далеко от Луцка. Конкурс был огромным — тридцать человек на место, но меня сразу приняли. Я набрала проходной балл и поступила в Киевское хореографическое училище.

— Получается, что сами не очень-то хотели заниматься балетом, просто подчинились маминой воле?

— Когда ребенку десять, решения за него обычно принимают родители. Я была девочкой дисциплинированной и послушной: раз мама решила, что надо поступать в училище, — значит, так тому и быть.

Конечно, я не хотела уезжать из дома и жить в интернате вдали от родных. Да и маме нелегко было оставить маленькую дочку в чужом городе. Первое время она часто приезжала ко мне, выходные мы проводили вместе, гуляли, ходили в оперный театр на спектакли. Это были счастливые моменты. Но когда наставало время прощаться, я плакала и мама с трудом сдерживалась, чтобы при мне тоже не расплакаться.

Интернат — это суровая школа жизни. Там, вдали от семьи, и начал закаляться мой характер. Я постепенно привыкла жить самостоятельно, следить и ухаживать за собой. Появились подруги и друзья. За несколько лет учебы класс сильно изменился. Из двадцати пяти человек осталось двенадцать. Мы были дружны. Поддерживали друг друга. Почти каждый выходной день я проводила в гостях у кого-то из одноклассниц, находилась в домашней обстановке, вкусно ела.

На берегу Финского залива. Мне пять лет. Фото: из архива С. Захаровой

— Неужели не было никакой конкуренции и интриг?

— У нас — нет. Думаю, атмосфера в классе зависит от преподавателей — от того, как настроят воспитанников. Нас учили уважать друг друга. И не было никакого разделения по талантам.

— Но вы-то наверняка были самой лучшей ученицей?

— Это выяснялось только на годовом экзамене. Когда оценки ставила независимая комиссия. В течение учебного года наш педагог Валерия Ивановна Сулегина мне пятерок не ставила. Больше ругала, делала много замечаний, одним словом, учила. В четверти она не ставила высокие оценки почти никому.

Повзрослев, я поняла: педагог специально занижала оценки, чтобы лучше работала. Она видела мой потенциал и таким образом стимулировала.

В пятнадцать лет я представляла Киевское училище в Санкт-Петербурге на международном конкурсе Vaganova-Prix. Первый тур и все репетиции проходили в стенах Академии русского балета имени А.Я. Вагановой. Я готовилась летом, когда все разъехались на каникулы. На конкурсе меня поддерживала только мама, никто из руководства или преподавателей не сопровождал. Было сложно. В тот год в Академии имени Вагановой был очень сильный выпуск. В итоге почти все призовые места заняли ее выпускники. Во время конкурса мне исполнилось только шестнадцать. И то, что я получила вторую премию, будучи самой маленькой да еще без поддержки педагогов, настоящее чудо.

Во время конкурса мы с мамой проживали в интернате Вагановской академии, как многие другие конкурсанты. Как сейчас помню, после третьего тура лежу на кровати, уставшая, голодная, за окном белая ночь, и тут входит в комнату мама и говорит: «Света, ты заняла второе место!» Все начали поздравлять, а я даже не сразу поняла, что произошло одно из самых важных событий в моей жизни.

На следующий день нас вызвали в дирекцию «Вагановки»: «Хотим предложить Светлане заканчивать образование у нас». Конечно мы сразу согласились! В начале учебного года ждал новый сюрприз: оказалось, меня зачислили не в свой класс или, как мы предполагали, в класс ниже, а сразу на выпускной курс. Ректор академии рассказал, почему было принято такое решение: «Девочка практически готова, ей надо скорее в театр». В истории «Вагановки» такое произошло впервые.

Я была растеряна. Ведь чуть ли не завтра начиналась взрослая жизнь! И мама разволновалась:

— Она же еще маленькая! Не справится!

Педагоги успокоили:

— Не волнуйтесь. Мы поможем.

И действительно помогли. Программу я догнала достаточно быстро. В семнадцать лет выпустилась с красным дипломом и была принята в труппу Мариинского театра.

— В семнадцать вы были совсем девчонкой?

— Да, но требования ко мне были высокими. Я ни одного дня не танцевала в кордебалете, хотя, как правило, каждая балерина проходит этот этап. Мне сразу доверили небольшие сольные партии в спектаклях, потом более значимые. В первом же сезоне станцевала Жизель — одну из самых сложных ролей в балете. И когда критики писали о моих премьерах, никто из них не делал скидки на юный возраст ни до ни после.

— Помните свой первый выход на сцену Мариинки?

— Конечно. Это было после конкурса. Заключительный концерт лауреатов и дипломантов проходил на сцене Мариинского театра.

Мне не удалось отрепетировать на новой для меня сцене, в итоге выступила, как показалось, не лучшим образом и ощущала себя несчастной. В расстроенных чувствах и уехала — большой радости от того, что выиграла вторую премию, не испытывала.

Когда училась в академии, создали стажерскую группу из лучших девочек на курсе. Нам дали разучивать сольные партии из репертуара театра. Мне досталась Повелительница дриад из балета «Дон Кихот». Я подготовила эту сложную вариацию и пришла в Мариинку на просмотр. В зале присутствовало огромное число артистов. Наверное, это даже помогло собраться, и я очень хорошо станцевала. После выступления все зааплодировали. Махар Хасанович Вазиев — тогда директор балетной труппы — похвалил и поставил меня в спектакль. Так я опять вышла на сцену Мариинского театра.

Спустя несколько месяцев из театра позвонили в академию: «У нас форс-мажор. Часть труппы на гастролях, и балерине, танцующей Повелительницу дриад, завтра придется заменить травмированную исполнительницу главной партии, нужна ваша девочка». Я выручила театр и потом еще не раз танцевала эту роль. Кстати, в ней впервые вышла на сцену Большого театра. Это были гастроли Мариинки в Москве. Я очень волновалась, так как раньше не выступала в столице. Когда станцевала свою вариацию, действие просто остановилось. Меня три раза вызывали на поклон, чего практически не бывает во время спектакля.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Правила здорового сна: уберите от кровати гаджеты и яблоки Правила здорового сна: уберите от кровати гаджеты и яблоки

Удается ли вам спать достаточное количество часов?

Psychologies
Не работает USB порт: что делать? Не работает USB порт: что делать?

Разбираемся, почему может не работать USB-разъем

CHIP
МинФин МинФин

Как живет самая молодая в мире женщина-премьер

Tatler
«Рынка онлайн-кинотеатров у нас нет». Софья Капкова — о том, готов ли русский зритель платить за контент «Рынка онлайн-кинотеатров у нас нет». Софья Капкова — о том, готов ли русский зритель платить за контент

Софья Капкова рассказывает о жизни своих двух проектов и будущем индустрии

Forbes
Сергей Щукин. Коллекционер Сергей Щукин. Коллекционер

История жизни коллекционера искусства Сергея Щукина

Караван историй
Свидание вслепую Свидание вслепую

Почему на сайтах знакомств ты не можешь найти ни одного кандидата в принцы

Лиза
Анастасия Уколова:   Анастасия Уколова:  

Интервью с актрисой Анастасией Уколовой

Караван историй
Что нужно знать о здоровье груди? Что нужно знать о здоровье груди?

Действительно ли пластика груди провоцирует рак и надо ли лечить кисты

Домашний Очаг
Норма, я тебя знаю Норма, я тебя знаю

Михаил Лабковский о понятии «норма», гениальности, детских травмах и счастье

Psychologies
Расслабься! Расслабься!

Стоит ли записываться на курсы гимнастики для лица?

Cosmopolitan
Лариса и Лина Долины. Друг без друга нам невыносимо Лариса и Лина Долины. Друг без друга нам невыносимо

Лариса и Лина Долины: мы выходили на замкнутый круг

Коллекция. Караван историй
Антарктида потихоньку разваливается: как изучение льда может спасти планету Антарктида потихоньку разваливается: как изучение льда может спасти планету

Что антарктическое озеро Восток может рассказать о глобальном потеплении

Популярная механика
35 пасхалок, которые ты, скорее всего, не заметил в новом сезоне «Очень странных дел» 35 пасхалок, которые ты, скорее всего, не заметил в новом сезоне «Очень странных дел»

Не только «Терминатор» и «Назад в будущее», но и кое-что гораздо интереснее!

Maxim
Время роскоши: как владелец Louis Vuitton и Dior стал богаче Билла Гейтса Время роскоши: как владелец Louis Vuitton и Dior стал богаче Билла Гейтса

Бернар Арно стал вторым богатейшим человеком мира, согласно подсчетам Forbes

Forbes
Они зарабатывают, пока мы «стареем». Хайп принес приложению FaceApp $1 млн Они зарабатывают, пока мы «стареем». Хайп принес приложению FaceApp $1 млн

Приложение, позволяющее «состарить» пользователя, заработало $1 млн

Forbes
Не садитесь за стол с Цукербергом. Искусственный интеллект от Facebook обыграл лучших мастеров покера Не садитесь за стол с Цукербергом. Искусственный интеллект от Facebook обыграл лучших мастеров покера

Искусственный интеллект обыгрывает лучших игроков в техасский безлимитный холдем

Forbes
Жертва борьбы элит. Почему Путин снова сменил губернатора Севастополя Жертва борьбы элит. Почему Путин снова сменил губернатора Севастополя

Новому главе Севастополя Владимир Путин обещал найти применение

Forbes
Трудности перевода: почему талантливый программист работает сторожем Трудности перевода: почему талантливый программист работает сторожем

Высшее образование в его нынешней форме стало анахронизмом

Forbes
Тест фитнес-браслета Smarterra FitMaster Pulsar: больше, чем спорт Тест фитнес-браслета Smarterra FitMaster Pulsar: больше, чем спорт

Мы протестировали фитнес-браслет FitMaster Pulsar

CHIP
Вечеринка в музее. Почему в Лувре, Третьяковке и Пушкинском устраивают ужины — и это нормально Вечеринка в музее. Почему в Лувре, Третьяковке и Пушкинском устраивают ужины — и это нормально

Меценаты больше не хотят быть в музеях обычными посетителями

Forbes
«Покупка Lamborghini — это всегда очень индивидуальная процедура» «Покупка Lamborghini — это всегда очень индивидуальная процедура»

Коммерческий директор Automobili Lamborghini — о прибыли компании и суперкарах

РБК
Каталонская мозаика Каталонская мозаика

Приехав сюда страшно усталым, уже наутро чувствуешь себя полным сил

Добрые советы
«Компромисс в качестве для снижения цены — это ошибка». Глава парфюмерии Bvlgari о том, почему духи должны стоить дорого «Компромисс в качестве для снижения цены — это ошибка». Глава парфюмерии Bvlgari о том, почему духи должны стоить дорого

Глава парфюмерного бизнеса Bvlgari — о новом поколении клиентов и запахе счастья

Forbes
В здравом уме и трезвой памяти: 10 советов, как противостоять возрастным изменениям мозга В здравом уме и трезвой памяти: 10 советов, как противостоять возрастным изменениям мозга

Сохранить острый ум и крепкую память возможно, но действовать пора уже сейчас

Psychologies
Их выбор: почему все еще одиноки Крид, Билан, Лобода и другие артисты Их выбор: почему все еще одиноки Крид, Билан, Лобода и другие артисты

Звезды из нашей подборки не торопятся заводить серьезные отношения

Cosmopolitan
«Мне с тобой скучно»: как пережить период плато «Мне с тобой скучно»: как пережить период плато

В начале романа нам кажется, что безоблачное счастье будет длиться вечно

Psychologies
«Билеты — валюта дороже денег». Как бесплатные «вписки» влияют на индустрию развлечений «Билеты — валюта дороже денег». Как бесплатные «вписки» влияют на индустрию развлечений

Множество людей в России ходят на концерты, фестивали и вечеринки бесплатно

Forbes
Геркулесовы столбы Геркулесовы столбы

Как живут два полуанклава Гибралтара на месте мифических Геркулесовых столбов

Вокруг света
Сумеречная зона: мотоциклистов заставят ездить по правилам Сумеречная зона: мотоциклистов заставят ездить по правилам

Почему езду между рядами хотят запретить, что об этом думают сами байкеры

РБК
Сын Робина Уильямса женился в его день рождения: трогательные фото Сын Робина Уильямса женился в его день рождения: трогательные фото

Коди Уильямс и его жена отдали дань великому актеру на своей свадьбе

Cosmopolitan
Открыть в приложении