Интервью с балериной Светланой Захаровой

Караван историйЗнаменитости

Светлана Захарова. Крепкий орешек

Это был сложный период. Временами накатывало жуткое отчаяние, но говорила себе: "Ничего, не я первая, не я последняя. Все через это проходят. И я пройду..."

Беседовала Елена Ланкина

Фото: Владимир Фридкес. Из проекта «Светлана Захарова. Стоп-кадр»

балет обычно приходят люди, влюбленные в танец. Вы, наверное, с детства мечтали о пуантах?

— Представьте себе — нет. Возможно потому, что не видела балет «живьем» — только по телевизору. В городе Луцке, где я родилась, не было театра оперы и балета, только драматический.

А вот мама моя мечтала о балете, который во времена ее детства и юности был необыкновенно популярен. Публика боготворила Уланову, Плисецкую, других звезд Большого театра. Мама занималась хореографией, но встать на пуанты ей так и не довелось, она связала судьбу с ансамблем народного танца. Позже руководила большим детским коллективом, преподавала и ставила прекрасные номера. Ездила со своим ансамблем на гастроли.

А меня сначала привела на художественную гимнастику, позже в танцевальный ансамбль. Когда исполнилось десять, пришло время поступать в хореографическое училище. Для уверенности сначала мама показала меня своему педагогу, балерине, у которой училась в Луцке. Я продемонстрировала ей гибкость, выворотность, растяжку, подъем — все, на что смотрят на вступительных экзаменах. «По-моему, вам стоит поехать в Ленинград, у девочки хорошие данные», — сказала она. Но мы отправились поступать в Киев. Ленинград находился слишком далеко от Луцка. Конкурс был огромным — тридцать человек на место, но меня сразу приняли. Я набрала проходной балл и поступила в Киевское хореографическое училище.

— Получается, что сами не очень-то хотели заниматься балетом, просто подчинились маминой воле?

— Когда ребенку десять, решения за него обычно принимают родители. Я была девочкой дисциплинированной и послушной: раз мама решила, что надо поступать в училище, — значит, так тому и быть.

Конечно, я не хотела уезжать из дома и жить в интернате вдали от родных. Да и маме нелегко было оставить маленькую дочку в чужом городе. Первое время она часто приезжала ко мне, выходные мы проводили вместе, гуляли, ходили в оперный театр на спектакли. Это были счастливые моменты. Но когда наставало время прощаться, я плакала и мама с трудом сдерживалась, чтобы при мне тоже не расплакаться.

Интернат — это суровая школа жизни. Там, вдали от семьи, и начал закаляться мой характер. Я постепенно привыкла жить самостоятельно, следить и ухаживать за собой. Появились подруги и друзья. За несколько лет учебы класс сильно изменился. Из двадцати пяти человек осталось двенадцать. Мы были дружны. Поддерживали друг друга. Почти каждый выходной день я проводила в гостях у кого-то из одноклассниц, находилась в домашней обстановке, вкусно ела.

На берегу Финского залива. Мне пять лет. Фото: из архива С. Захаровой

— Неужели не было никакой конкуренции и интриг?

— У нас — нет. Думаю, атмосфера в классе зависит от преподавателей — от того, как настроят воспитанников. Нас учили уважать друг друга. И не было никакого разделения по талантам.

— Но вы-то наверняка были самой лучшей ученицей?

— Это выяснялось только на годовом экзамене. Когда оценки ставила независимая комиссия. В течение учебного года наш педагог Валерия Ивановна Сулегина мне пятерок не ставила. Больше ругала, делала много замечаний, одним словом, учила. В четверти она не ставила высокие оценки почти никому.

Повзрослев, я поняла: педагог специально занижала оценки, чтобы лучше работала. Она видела мой потенциал и таким образом стимулировала.

В пятнадцать лет я представляла Киевское училище в Санкт-Петербурге на международном конкурсе Vaganova-Prix. Первый тур и все репетиции проходили в стенах Академии русского балета имени А.Я. Вагановой. Я готовилась летом, когда все разъехались на каникулы. На конкурсе меня поддерживала только мама, никто из руководства или преподавателей не сопровождал. Было сложно. В тот год в Академии имени Вагановой был очень сильный выпуск. В итоге почти все призовые места заняли ее выпускники. Во время конкурса мне исполнилось только шестнадцать. И то, что я получила вторую премию, будучи самой маленькой да еще без поддержки педагогов, настоящее чудо.

Во время конкурса мы с мамой проживали в интернате Вагановской академии, как многие другие конкурсанты. Как сейчас помню, после третьего тура лежу на кровати, уставшая, голодная, за окном белая ночь, и тут входит в комнату мама и говорит: «Света, ты заняла второе место!» Все начали поздравлять, а я даже не сразу поняла, что произошло одно из самых важных событий в моей жизни.

На следующий день нас вызвали в дирекцию «Вагановки»: «Хотим предложить Светлане заканчивать образование у нас». Конечно мы сразу согласились! В начале учебного года ждал новый сюрприз: оказалось, меня зачислили не в свой класс или, как мы предполагали, в класс ниже, а сразу на выпускной курс. Ректор академии рассказал, почему было принято такое решение: «Девочка практически готова, ей надо скорее в театр». В истории «Вагановки» такое произошло впервые.

Я была растеряна. Ведь чуть ли не завтра начиналась взрослая жизнь! И мама разволновалась:

— Она же еще маленькая! Не справится!

Педагоги успокоили:

— Не волнуйтесь. Мы поможем.

И действительно помогли. Программу я догнала достаточно быстро. В семнадцать лет выпустилась с красным дипломом и была принята в труппу Мариинского театра.

— В семнадцать вы были совсем девчонкой?

— Да, но требования ко мне были высокими. Я ни одного дня не танцевала в кордебалете, хотя, как правило, каждая балерина проходит этот этап. Мне сразу доверили небольшие сольные партии в спектаклях, потом более значимые. В первом же сезоне станцевала Жизель — одну из самых сложных ролей в балете. И когда критики писали о моих премьерах, никто из них не делал скидки на юный возраст ни до ни после.

— Помните свой первый выход на сцену Мариинки?

— Конечно. Это было после конкурса. Заключительный концерт лауреатов и дипломантов проходил на сцене Мариинского театра.

Мне не удалось отрепетировать на новой для меня сцене, в итоге выступила, как показалось, не лучшим образом и ощущала себя несчастной. В расстроенных чувствах и уехала — большой радости от того, что выиграла вторую премию, не испытывала.

Когда училась в академии, создали стажерскую группу из лучших девочек на курсе. Нам дали разучивать сольные партии из репертуара театра. Мне досталась Повелительница дриад из балета «Дон Кихот». Я подготовила эту сложную вариацию и пришла в Мариинку на просмотр. В зале присутствовало огромное число артистов. Наверное, это даже помогло собраться, и я очень хорошо станцевала. После выступления все зааплодировали. Махар Хасанович Вазиев — тогда директор балетной труппы — похвалил и поставил меня в спектакль. Так я опять вышла на сцену Мариинского театра.

Спустя несколько месяцев из театра позвонили в академию: «У нас форс-мажор. Часть труппы на гастролях, и балерине, танцующей Повелительницу дриад, завтра придется заменить травмированную исполнительницу главной партии, нужна ваша девочка». Я выручила театр и потом еще не раз танцевала эту роль. Кстати, в ней впервые вышла на сцену Большого театра. Это были гастроли Мариинки в Москве. Я очень волновалась, так как раньше не выступала в столице. Когда станцевала свою вариацию, действие просто остановилось. Меня три раза вызывали на поклон, чего практически не бывает во время спектакля.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Альбина Джанабаева: Альбина Джанабаева:

Откровенное интервью с Альбиной Джанабаевой

Караван историй
«Оленья кожа» — французский фильм о мужчине, влюбленном в свою кожаную куртку. Мы поговорили с исполнителем главной роли Жаном Дюжарденом «Оленья кожа» — французский фильм о мужчине, влюбленном в свою кожаную куртку. Мы поговорили с исполнителем главной роли Жаном Дюжарденом

Абсурдистская комедия о мужчине, который впадает в зависимость от куртки-убийцы

Esquire
Метод Эмили Уотсон Метод Эмили Уотсон

Никто не подозревал, что «Чернобыль» станет гвоздем нынешнего телесезона

Караван историй
Книжка с картинками: как учить английский по комиксам Книжка с картинками: как учить английский по комиксам

Почему комиксы могут быть лучше учебников и как учить по ним английский язык

Psychologies
Анастасия Уколова:   Анастасия Уколова:  

Интервью с актрисой Анастасией Уколовой

Караван историй
В ожидании евангелистов В ожидании евангелистов

История четырех иконок евангелистов

Дилетант
Михаил Трухин и Анна Нестерцова: Михаил Трухин и Анна Нестерцова:

Почему Михаил Трухин и Анна Нестерцова стабильно "разводятся" раз в месяц

Караван историй
«Мне с тобой скучно»: как пережить период плато «Мне с тобой скучно»: как пережить период плато

В начале романа нам кажется, что безоблачное счастье будет длиться вечно

Psychologies
Андрей Житинкин: Андрей Житинкин:

Андрей Житинкин рассказывает о непростой, но увлекательной работе в театре

Караван историй
Танцы под музыку Shortparis: Максим Диденко, Владимир Варнава и Павел Семченко — о том, как будут “высвобождать энергию русской души” на «Форме» Танцы под музыку Shortparis: Максим Диденко, Владимир Варнава и Павел Семченко — о том, как будут “высвобождать энергию русской души” на «Форме»

27 и 28 июля в Москве пройдет фестиваль современного искусства «Форма»

Esquire
Юрий Стоянов: «Не люблю нравиться людям, которые не нравятся мне» Юрий Стоянов: «Не люблю нравиться людям, которые не нравятся мне»

Я стараюсь давать людям надежду. Я ничего не декларирую. Я мирю людей

Коллекция. Караван историй
Обзор и тест ноутбука HP Pavilion 15-cs1006ur: время больших возможностей Обзор и тест ноутбука HP Pavilion 15-cs1006ur: время больших возможностей

У нас на тесте - одна из самых производительных версий HP Pavilion 15

CHIP
Кедры решают все Кедры решают все

О людях, которым белочки в тайге помидорчики выращивают

Maxim
Брэд Питт: «Важно сохранять в себе жажду жизни» Брэд Питт: «Важно сохранять в себе жажду жизни»

Брэд Питт – о новом фильме Тарантино «Однажды... в Голливуде»

Cosmopolitan
Дети разных уродов Дети разных уродов

Разрыв поколений в новом российском кино

Огонёк
Как часы могут быть медленными или быстрыми? Как часы могут быть медленными или быстрыми?

Когда речь заходит о точности часов, все говорят об их скорости

GQ
8 главных причесок июля 8 главных причесок июля

Иэн Сомерхолдер вернулся из небытия. Весьма растрепанным

GQ
Штрафы с треног отменят: 5 важных поручений Путина Штрафы с треног отменят: 5 важных поручений Путина

Президент дал правительству 44 поручения в области дорожного движения

РБК
7 лучших тату-мастеров, которые специализируются на минимализме 7 лучших тату-мастеров, которые специализируются на минимализме

Можешь показать своему локальному татуировщику, что такое настоящий минимал

Playboy
Что смотреть в театрe в июле Что смотреть в театрe в июле

Главные спектакли, перформансы и чтения июля

Vogue
Британская журналистка — о смешном Гоголе и серьезном Тарковском Британская журналистка — о смешном Гоголе и серьезном Тарковском

В издательстве Individuum вышла книга «Саморазвитие по Толстому»

РБК
На грани катастрофы: почему Россия снова теряет население? На грани катастрофы: почему Россия снова теряет население?

Татьяна Голикова заявила, что «страна катастрофически теряет население»

Forbes
Привет, объем! 20 модных причесок для тонких волос — учимся у звезд Привет, объем! 20 модных причесок для тонких волос — учимся у звезд

Мы нашли 20 вариантов укладок для тонких прядей, а также даем полезные советы

Cosmopolitan
Как тренируется Жизель Бюндхен Как тренируется Жизель Бюндхен

Супермодель Жизель Бюндхен рассказала, что для нее значит спорт

Vogue
Основатель «Рольфа» рассказал, кто предложил ему продать бизнес перед уголовным делом Основатель «Рольфа» рассказал, кто предложил ему продать бизнес перед уголовным делом

С предложением о покупке «Рольфа» к Петрову обращался совладелец «Авилона»

Forbes
Дорога смерти: водители просят отбойники, но их не ставят Дорога смерти: водители просят отбойники, но их не ставят

Общественники попросили взять ситуацию на проблемных трассах на особый контроль

РБК
Александр Домогаров: «Я не деспот» Александр Домогаров: «Я не деспот»

Актер откровенно о страхах, любви и депрессии

StarHit
Не верь, не слушай, не плати Не верь, не слушай, не плати

Мошенники постоянно придумывают все новые схемы «отъема денег у населения»

Лиза
Виды на Гаагу: поможет ли российскому бизнесу конвенция о признании решений иностранных судов Виды на Гаагу: поможет ли российскому бизнесу конвенция о признании решений иностранных судов

Действительно ли зарубежные страны начнут признавать решения российских судов

Forbes
Дроны в погоне за картой Дроны в погоне за картой

Человечество до сих пор не составило полную карту своей собственной планеты

Популярная механика
Открыть в приложении