Путешествие по музею во времени и пространстве с котом-экскурсоводом

Караван историйКультура

Прогулка с котом по Эрмитажу...

Нина Белова

Фото: Andrew Bossi

Хотя Екатерина II жаловалась старому другу Гримму, что ее сокровищами любуются только мыши да она сама, доступ в дворцовое собрание долгое время был крайне ограничен. Попасть туда не удавалось ни Карлу Брюллову, ни Александру Пушкину. Лишь Василий Жуковский, наставник цесаревича, сумел раздобыть пропуск поэту. А для широкой публики Эрмитаж открылся только в 1852 году...

Как прекрасно бродить по Эрмитажу без экскурсовода, никуда не спешить, подмечать детали, любоваться завораживающими интерьерами с их позолоченными дверями, мозаичными панно, наборными паркетами, лазуритовыми вазами и бронзовыми канделябрами.

Но на сей раз все пошло не так. Остановившись перед какой-то картиной, я вдруг услышала тихий шелест: «Вас заинтересовала эта работа? Мне она тоже нравится». Обернулась, но не увидела никого, кроме полосатого кота в ошейнике, скромно сидящего у стеночки, — зальчик был далек от туристических потоков. Сразу вспомнился и рассудительный Матроскин, и гофмановский философ Мурр, но чтобы здесь, в главном музее страны?!

«А вы разве не знали, что в Эрмитаже служат коты?» — поинтересовался усатый незнакомец. Удивляться и вправду нечему. «Придворные» коты живут во многих музеях мира: Хемингуэя во Флориде, «Булгаковском доме» на Большой Садовой в Москве, Британском музее в Лондоне. В Англии четвероногие сотрудники состоят и на королевской службе — ловят мышей в резиденции премьер-министра на Даунинг-стрит, парламенте и отделениях государственной почты. В исторических зданиях штатный кот-охранник — не роскошь, а суровая необходимость. «Мои сородичи ловили мышей в Зимнем дворце еще при Елизавете», — уточнил кот...

Котов определили в лейб-гвардейскую службу и обеспечили довольствием — «каждой день ряпчиков и тетеревей по одному». С тех пор усатая гвардия исправно несла службу при царском дворе. Фото: EWWL

...Императрица Елизавета Петровна была весьма недовольна тем, что в Зимнем дворце расплодились мыши и крысы: портили мебель, прогрызали стены, даже до ее платьев добрались. Чтобы раз и навсегда покончить с грызунами, государыня повелела привезти из Казанской губернии хвостатых помощников. Даже высочайший указ в 1745 году издала: «...сыскав в Казани здешних пород самых лучших и больших тридцать котов, удобных к ловлению мышей, прислать в С.-Петербург ко двору ея императорскаго величества с таким человеком, который бы мог за ними ходить и кормить, и отправить их, дав под них подводы и на них прогоны и на корм, сколько надлежит немедленно».

О казанских котах ходили легенды — их считали лучшими мышеловами. Губернатор Казани Артемий Загряжский отправил в столицу тридцать животных. В Петербурге их определили в лейб-гвардейскую службу и обеспечили официальным довольствием — «каждой день ряпчиков и тетеревей по одному». С тех пор усатая гвардия исправно несла службу при царском дворе, сначала в качестве комнатных мышеловов, затем, когда Екатерина Великая основала частное собрание, коты стали охранять от грызунов еще и экспонаты — государыня придала им статус официальных охранников картинных галерей.

...Летом 1764 года, прильнув к окнам Зимнего дворца, придворные и слуги смотрели, как с немецкого корабля, пришвартованного к Дворцовой набережной, сгружают большие ящики — тридцать семь штук. Их занесли в залы первого этажа, бережно распаковали, развернули холщовые ткани и... взорам любопытствующих предстали шедевры Рафаэля, Рубенса, Рембрандта, Ван Дейка, Йорданса, Халса, Стена. Так начинался Эрмитаж...

К.А. Ухтомский. «Парадная лестница», акварель, 1860-е годы. Фото: © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Коллекцию берлинского коммерсанта Гоцковского Екатерина II приобрела почти случайно. Она никогда не увлекалась собирательством живописи. Геммы, табакерки, бриллианты — куда ни шло! Но картины? Однако желание уколоть «старика Фрица» — прусского короля Фридриха II — оказалось сильнее.

В 1755 году Иоганн Эрнст Гоцковский, берлинский негоциант, владелец нескольких мануфактур, поставлявший прусскому двору предметы роскоши, получил от Фридриха II заказ составить для него коллекцию картин старых мастеров для пополнения королевской галереи в Сан-Суси. Гоцковский ретиво принялся за дело, через своих агентов в Европе на собственные средства приобрел полотна итальянской, фламандской и голландской школ. Но из-за неудач в Семилетней войне Фридрих отказался от покупки коллекции: русские заняли Берлин, казна пуста — до искусства ли тут?!

Гоцковский вложил средства в покупку зерновых складов, оставленных прусской армией, и был признан банкротом. Среди его многочисленных кредиторов оказалась и русская императрица. Не имея средств для уплаты долга, разорившийся коммерсант предложил государыне собранную им коллекцию из трехсот семнадцати живописных полотен. Екатерина II оценила возможность нанести удар самолюбию Фридриха, представив Европе в выгодном свете состояние русской казны, и дала согласие. Примерную стоимость коллекции оценили в триста шестнадцать тысяч шестьсот пятьдесят голландских гульденов...

В 1769 году рядом с Зимним дворцом на набережной Невы по проекту Валлен-Деламота был возведен трехэтажный павильон, состоящий из парадного зала, оранжереи, нескольких кабинетов и столовой. Именно это здание Екатерина первоначально и назвала Эрмитажем, что в переводе с французского — «уединенный уголок, жилище отшельника». Фото: Florstein (Wikiphotospace)

Картины приехали в Петербург, но места для них предусмотрено не было. Как раз в это время у Екатерины возникла идея камерного, интимного пространства — она не слишком уютно чувствовала себя в Зимнем дворце, он казался ей огромным и мрачным. Императрица решила построить для себя «маленький уединенный уголок», где можно проводить время в кругу близких друзей, отдыхая от державных забот.

В 1769 году рядом с Зимним дворцом на набережной Невы по проекту Валлен-Деламота был возведен трехэтажный павильон, состоящий из парадного зала, оранжереи, нескольких кабинетов и столовой. Именно это здание Екатерина первоначально и назвала Эрмитажем, что в переводе с французского — «уединенный уголок, пустынька, жилище отшельника».

В покоях Эрмитажа государыня устраивала неофициальные приемы для избранных, настолько камерные, что даже наличие слуг не предусматривалось: столы для гостей сервировали внизу и при помощи подъемного механизма доставляли наверх. На стенах всех покоев она и развесила в несколько ярусов свои приобретения — картины.

Императрица коллекционировала геммы, табакерки, бриллианты. Но картины? Однако желание уколоть «старика Фрица» — прусского короля Фридриха II — оказалось сильнее. Фото: © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург/Лампи, Иоганн-Баптист Старший. Портрет Екатерины II. Австрия. 1793 г.

Обстановка на «эрмитажных собраниях» царила самая непринужденная. Современник свидетельствует: «...всякая церемония была изгнана, императрица, забыв свое величество, обходилась со всеми просто». И все же Екатерина посчитала нелишним ввести для гостей некоторые правила. Предлагалось «оставить все чины вне дверей, равномерно как и шляпы, а наипаче шпаги», «быть веселыми, однако ж ничего не портить, не ломать и не грызть», «говорить умеренно и негромко, дабы у прочих там находящихся уши и головы не заболели», «не вздыхать и не зевать и никому скуки или тягости не наносить».

Первая покупка повлекла за собой целую лавину приобретений. В 1768 году были выкуплены собрания картин фламандской и голландской школ австрийского графа Иоганна Карла Кобенцля и бельгийского принца Шарля-Жозефа де Линя. Из Дрездена привезена коллекция первого министра саксонского курфюрста Августа III — Генриха фон Брюля, включающая четыре картины Рембрандта, в их числе «Портрет старика в красном».

Неожиданно для себя Екатерина превратилась в азартного коллекционера. Покупка поручалась русским посланникам при европейских дворах и специальным «агентам», среди которых были яркие представители эпохи Просвещения: Дени Дидро, его друг литератор Фридрих Мельхиор Гримм, приятель Вольтера женевский коллекционер Франсуа Троншен. Монаршие комиссионеры обладали безупречным вкусом и завидной энергией. В поисках шедевров они носились по аукционам и мастерским художников, скупали живописные полотна, серебро, фарфор, шпалеры, книги, монеты, медали и прочие предметы искусства. Все это стекалось в Эрмитаж непрекращающимся потоком. Европа скрежетала зубами: то, что собирало не одно поколение местной аристократии, Екатерина скупала разом и денег не жалела — бездонная русская казна позволяла ей это. Инструкции венценосной собирательницы были просты: «Покупайте то, что в моем вкусе; платите столько, сколько это стоит».

Рембрандт Харменс ван Рейн. «Портрет старика в красном», 1652—1654 годы. Фото: © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Далеко не всем произведениям, предназначенным для Эрмитажа, удалось благополучно добраться до Северной столицы. В октябре 1771 года недалеко от Аландских островов в Балтийском море по пути из Амстердама в Петербург затонула двухмачтовая шхуна «Фрау Мария». Команде удалось спастись, но вместе с парусником на дно ушли картины голландских мастеров, саксонский фарфор, золотые и серебряные статуэтки, приобретенные в Гааге князем Дмитрием Голицыным. Екатерина отправила письмо шведскому королю Густаву, под властью которого находились тогда Аландские острова, с просьбой помочь и снарядила поисковую экспедицию к предполагаемому месту крушения судна. Все лето 1772 года русские и шведы искали «Фрау Марию» — увы, безрезультатно.

Утешилась императрица только после того, как при содействии Дени Дидро приобрела коллекцию семейства Кроза. Эрмитаж тогда пополнился настоящими шедеврами, среди которых «Святое семейство» Рафаэля, «Даная» Рембрандта, «Юдифь» Джорджоне, «Вакх» Рубенса, «Автопортрет» Ван Дейка, «Мальчик с собакой» Мурильо. Дидро приложил неимоверные усилия, чтобы одно из лучших собраний Франции тех лет досталось Екатерине. В письме он описывал скандал, разразившийся после этого в Париже: «Вопят любители, вопят художники, вопят богачи...»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Анна Варпаховская. Ангел навынос Анна Варпаховская. Ангел навынос

Удивительно, но Анна Варпаховская за сорок лет не слишком изменилась

Коллекция. Караван историй
Как славянская мифология покорила весь киномир Как славянская мифология покорила весь киномир

Как нечисть отечественного производства составила конкуренцию гламурным вампирам

СНОБ
Что говорят о нас отношения с деньгами Что говорят о нас отношения с деньгами

По тому, как человек относится к деньгам, можно определить его образ мышления

Psychologies
Без магии и эзотерики: как привлекать к себе мужчин Без магии и эзотерики: как привлекать к себе мужчин

Есть женщины, которые обладают природным магнетизмом

Cosmopolitan
Жанна Бадоева: Жанна Бадоева:

Жанна Бадоева: Раздражаться или расстраиваться нет смысла

Караван историй
Картина в картине Картина в картине

Ресторан «Доброград» соединил в себе экологичность, комфорт и семейные ценности

SALON-Interior
Занять свое место Занять свое место

Мы погружаемся в тайны семейного прошлого — и меняется что-то в нас самих

Psychologies
В темноте и за углом В темноте и за углом

Зрение военного времени

Популярная механика
Вера Брежнева: «Я не зацикливаюсь на прошлом» Вера Брежнева: «Я не зацикливаюсь на прошлом»

Вера Брежнева рассказала, что ей нужно для счастья

Cosmopolitan
Как работает тяжелая огнеметная система «Солнцепёк» Как работает тяжелая огнеметная система «Солнцепёк»

ТОС-1А «Солнцепек» — еще страшнее, чем ТОС-1 «Буратино»

Maxim
Amirchik: «У меня такой период, когда я бы с радостью не трогал телефон вообще» Amirchik: «У меня такой период, когда я бы с радостью не трогал телефон вообще»

Amirchik — о том, почему его удручают соцсети и что делает счастливым

ЖАРА Magazine
Не поздно нам сделать остановку Не поздно нам сделать остановку

Мы живем в условиях вечной гонки, где остановки все больше похожи на пит-стопы

Men’s Health
Палеоантропологи назвали Homo erectus предками карликовых людей с Лусона Палеоантропологи назвали Homo erectus предками карликовых людей с Лусона

Ученые изучили зубы человека лусонского и сравнили их с предками homo sapiens

N+1
Форма и содержание Форма и содержание

Поход в фитнес-зал, бассейн или на корт должен начинаться с гардероба. С вашего

GQ
Не в игры играют Не в игры играют

Гейминг — это не только развлечение, но и большой спорт и бизнес

GQ
Аллергия на секс: как интимная близость может убить Аллергия на секс: как интимная близость может убить

У тебя есть минимум два способа превратить постельные игры в смертельный номер

Maxim
От Мисс Марпл до Мейр из Исттауна: 10 фильмов и сериалов о женщинах-детективах От Мисс Марпл до Мейр из Исттауна: 10 фильмов и сериалов о женщинах-детективах

Детективные сериалы и фильмы, в которых женщины оказались главными героинями

Forbes
Деньги для метавселенной: эксперт о будущем банков, кредитов и криптовалют Деньги для метавселенной: эксперт о будущем банков, кредитов и криптовалют

Какое будущее ждет цифровой банкинг и метавселенные?

Inc.
«Не могу представить, что мне надоест»: инстамама Лерчик об удовольствии и работе «Не могу представить, что мне надоест»: инстамама Лерчик об удовольствии и работе

Блогер Валерия Чекалина — о работе, своем бренде и мотивации

Forbes
Как бывшие инженеры SpaceX проводят революцию в железнодорожных перевозках Как бывшие инженеры SpaceX проводят революцию в железнодорожных перевозках

Стартап Parallel Systems: будущее грузоперевозок за автономными электропоездами

Forbes
5 способов справиться с застрявшей в голове мелодией 5 способов справиться с застрявшей в голове мелодией

Как избавиться от «ушного червя»?

Популярная механика
«Мои дорогие»: как подруги влияют на твои доходы и что с этим делать «Мои дорогие»: как подруги влияют на твои доходы и что с этим делать

Как выбрать окружение, чтобы добиться финансового успеха

Cosmopolitan
Они - родня! Как выглядят тайные родственники Хэнкса, Брандо и других звёзд Они - родня! Как выглядят тайные родственники Хэнкса, Брандо и других звёзд

Мы немного покопались в генеалогии звезд Голливуда и выяснили много интересного

Cosmopolitan
«Сбер» обошел Ferrari в рейтинге самых сильных брендов Европы «Сбер» обошел Ferrari в рейтинге самых сильных брендов Европы

«Сбер» занял первое место в рейтинге самых сильных брендов Европы

Inc.
10 простых способов улучшить свое здоровье меньше, чем за 1 минуту 10 простых способов улучшить свое здоровье меньше, чем за 1 минуту

10 практик - которые качественно повлияют на твое здоровье и самочувствие

Cosmopolitan
Была первым поставщиком кроссовок Nike и проиграла ей рынок: история Asics Была первым поставщиком кроссовок Nike и проиграла ей рынок: история Asics

Asics — как компания начинала и сражалась с Nike

VC.RU
Будущее батарей близко Будущее батарей близко

Литий-ионные батареи вполне заслужили почетную пенсию

Популярная механика
В России запустят рой микроспутников для трансляции сообщений из космоса В России запустят рой микроспутников для трансляции сообщений из космоса

Выпускник МАИ нашёл новую нишу для бизнеса

Популярная механика
11 знаменитых актеров и актрис, которых мы не видели молодыми 11 знаменитых актеров и актрис, которых мы не видели молодыми

Мы привыкли видеть их в обрамлении седин и морщин, а они тоже были молодыми!

Maxim
5 причин все же посмотреть «Этерна: Часть первая» 5 причин все же посмотреть «Этерна: Часть первая»

«Этерна: Часть первая» — какой получилась экранизация русского фэнтези

Maxim
Открыть в приложении