Интервью с матерью и дочерью — актрисами Аленой Яковлевой и Марией Козаковой

Караван историйЗнаменитости

Алена Яковлева и Мария Козакова. Такие разные...

Маша оказалась крайне разумным человеком. Не выясняет отношения, не скандалит. Я-то более эмоциональная, темперамент зашкаливает периодически. Мне, как и в молодости, нужны безумства, страсти.

Беседовала Виктория Катаева

Алена: Друзья и коллеги уверяют, что дочь — абсолютная моя копия. Наверное, им виднее, но сама я так не думаю. По крайней мере внешне мы совершенно разные: у меня черты лица более мягкие, у нее ярче — проявилась «козаковская порода». Я эмоциональная, Маша спокойнее, сдержаннее, рассудительнее. Мне нужно все делать быстро, если ремонт в квартире — то за месяц: продумала дизайн — купила материалы — поклеили обои — выбрала новую мебель и никаких проблем! Дочь же со своей неторопливостью и скрупулезностью оформляла «девичью светелку» года два...

В моей спальне преобладают светлые, теплые тона. Все пространство занимают всякие статуэтки, коллекции кукол и тарелок, гравюры — собираю их почти всю жизнь. Дочь предпочитает тона холодные, серо-коричневые и модный нынче стиль лофт — грубо вырубленное дерево. Вещей в ее комнате мало, она по натуре минималист: чем меньше, тем лучше.

Говорю ей:

— Маша, это какой-то мрак, кошмар и ужас.

Она в ответ:

— Что ты, мама, так уютно...

Не любит перья в качестве аксессуара — а я обожаю. В общем, разница налицо. В чем-то она похожа на мою маму Киру Андреевну — рациональностью, некоторой критичностью. Я больше в папу Юрия Васильевича, от него унаследовала пофигизм и легкое отношение к жизни. Но не к профессии.

Маша: А мне кажется, мы все же похожи. По сути. Это касается в первую очередь жизненных принципов — что такое хорошо и что такое плохо. С детства я впитала от мамы: нельзя подставлять, предавать, обижать людей. Она умеет дружить, с некоторыми вместе по тридцать — сорок лет, прошли, что называется, огонь и воду. Я тоже считаю, что женская дружба важна. Мама обожает свою работу, настоящий трудоголик. Я такая же.

Алена: Похожи мы еще вот в чем: меня всегда интересовали эмоции, театр, искусство, взаимоотношения — все это, по моему мнению, более важно, чем материальное. Стараюсь зарабатывать. Но не затем, чтобы купить яхту или вертолет, — все равно не куплю. Исключительно для того, чтобы не беспокоиться о завтрашнем дне. Маша такая же. Никогда не искала богатых мужчин, чтобы к кому-то присосаться... Человеку требуется по большому счету совсем немного — с возрастом я особенно четко это поняла. Путешествия и здоровье — вот на что в основном я трачу деньги.

— Алена, вы как-то сказали в интервью: «Мужчины создавали мне только проблемы — а решать приходилось самой».

— Никого не хочу ругать — мне встречались прекрасные мужчины. Но я действительно зачастую как нянька им была. А все время самой решать проблемы надоедает, надо, чтобы с тебя хоть иногда снимали это бремя. У меня и сейчас есть поклонники, мы встречаемся, прекрасно проводим время. Но в брак не спешу. Наверное потому, что по натуре я независимая. Как киплинговская кошка, которая гуляет сама по себе.

Честно говоря, подсознательно никогда не доверяла мужчинам. Это не касалось измен. Я не доверяла в принципе: вроде мужчина хороший, но никогда не знаешь, чего от него ждать. Оттого сильно не привязывалась, ни одного не держала и всегда отпускала. Хотя порой это бывало и нелегко... Когда-то давно беседовали на эту тему с Машей. Советовала ей быть осторожнее с сильным полом. Дочь ответила: «Нет, мама, я хочу доверять». Она открытая, искренняя девочка. К сожалению, первый молодой человек просто плюнул ей в душу. Был стресс, душевная травма. Потом появился другой парень — и снова травма. И еще одна...

Маша: В моей жизни и правда случилось много болезненных историй, связанных с мужчинами. Мама всегда предостерегала: «Маша, не торопись». А я торопилась. Теперь говорит: «Ошибки все совершают... Да, бывает больно, сложно. Но в конце концов пережить болезненную ситуацию даже полезно для актерской биографии. Все в творческую копилку — сможешь достовернее сыграть роли, крушение иллюзий». Так что во всем можно найти плюсы, в том числе и в сердечных разочарованиях.

— Алена, вы росли неуверенной в себе девочкой. Как-то пытались оградить от подобных переживаний дочь?

— Я поддерживала ее во всех начинаниях и стремлениях! У меня большой поддержки не было. Вспоминается история. Мы с мамой и отчимом (Николай Иванов был журналистом-международником. — Прим. ред.) несколько лет жили в Германии. Как-то родители ехали на автомобиле и обратили внимание на школьницу лет двенадцати с огромными бантами у витрины магазина. Она стояла и безучастно рассматривала кукол. Длинные руки висят плетьми чуть ли не ниже колен, совсем нет бюста, огромные очки.

Мама (сама позже рассказывала) с сочувствием произнесла:

— Какая страшненькая девочка, бедные ее родители.

На что отчим заметил:

— Кира, вообще-то это твоя дочь.

Это действительно была я. Родные долго не понимали, почему у меня почти нет ресниц, пока не заметили: я их выдергивала, когда нервничала. Психологи говорят, так бывает, когда ребенок не чувствует любви взрослых. 

Мама моя — человек весьма сдержанный на проявление эмоций. Говорит: «Всегда считала, главное — чтобы ребенок был здоров и накормлен, а не помогать ему изживать комплексы». Так что со своими комплексами я боролась сама.

Когда на третьем курсе журфака решила попробовать поступить в театральный, у родных поддержки не нашла. В коридоре Щукинского училища случайно столкнулись с отцом. Вахтанговцы там — частые гости.

Алена с родителями и маленькой Машей. Фото: из архива А. Яковлевой и М. Козаковой

— Что ты тут делаешь? — удивился Юрий Васильевич Яковлев. Он, как и мама, хотел, чтобы я занималась журналистикой. Объяснила, что подаю документы. Прищурившись, отец спросил предельно серьезно: — Хочешь стать плохой артисткой?

Ответила:

— Попробую стать хорошей.

В актерской профессии поначалу не все складывалось гладко, что тоже не способствовало обретению внутренней уверенности. Поступила в Театр сатиры, репетировала в спектакле «Тени» Андрея Александровича Миронова, роль не давалась — хоть плачь. От переживаний ночами ворочалась без сна. Даже закурила.

Делала это на кухне втайне от мамы, выдыхая дым в форточку. Казалось, сигареты «Пегас» вселят вдохновение и образ начнет складываться. Но вдохновение отчего-то не приходило. Как-то вечером дома в миллионный раз зубрила текст, не выдержала и взмолилась: «Господи!!! Ну почему у меня не идет роль?!» Я пребывала в полном отчаянии, не знала, что делать. Мама это увидела и прокомментировала: «Я же предупреждала: не надо было тебе идти в артистки».

Когда репетировала в театре «Модернъ» главную роль в спектакле «Катерина Ивановна» по пьесе Леонида Андреева, Кира Андреевна даже звонила режиссеру Враговой: «Что вы с Аленой мучаетесь? Не надо с ней возиться!» — мол, только время теряете, лучше пригласите кого-нибудь другого. Спасибо, Светлана Александровна не прислушалась к ее совету.

После премьеры мама снова ей позвонила, представилась: «Это мать Ермоловой...» Она посмотрела спектакль, в целом он понравился, но к исполнительнице главной роли — то есть ко мне — отнеслась с присущей ей пристрастностью. Хотела как лучше: чтобы дочь не строила иллюзий. Вдруг ничего из нее не получится — сломает себе жизнь. Сейчас она наконец приняла меня как артистку, по нескольку раз пересматривает мои сериалы, фильмы и спектакли.

А вот бабушка по маме — актриса Елена Михайловна Чернышова — принимала меня всецело. Во многом благодаря ей я и пошла в эту профессию.

— Юрий Васильевич признал в итоге, что дочь стала хорошей актрисой и «не посрамила фамилию»?

— Признаний, что я его любимая артистка, не звучало, хотя отец ходил на мои спектакли. Что-то ему нравилось, что-то нет. Ворчал, что снимаюсь в сериалах:

— Артиста не должно быть так много на экране.

К тому же качество и содержание некоторых картин, где я играла, оставляло желать лучшего. Я это понимала.

— Папа, — говорила ему, — тебя снимали Рязанов, Гайдай и Данелия. У меня их нет, приходится довольствоваться тем, что имею.

А вот внучку в ее решении стать актрисой Юрий Васильевич поддерживал, хвалил Машу: «Ты очень органичная».

Бабушке — Кире Андреевне — тоже многое нравилось, но поначалу иногда и ее пыталась критиковать. Я услышала и попросила маму: «Не надо так больше никогда говорить. Иначе и в ней взрастишь комплексы. Хочет — пусть пробует». Ребенка надо поддерживать в его стремлениях и начинаниях.

Маша: Я ведь тоже росла закомплексованным ребенком. Несмотря на то, что мама с детства внушала: ты самая лучшая, самая красивая и любимая. Но психологи уверяют: для девочки важно, чтобы эти слова говорил отец, а я росла без него. Был отчим Кирилл Мозгалевский (продюсер и кинорежиссер. — Прим. ред.). Они с мамой поженились, когда мне было чуть больше года, прожили почти пятнадцать лет и остались родными людьми. Я его очень люблю, мы прекрасно общаемся, но все же именно родной отец, как мне кажется, дает дочери ощущение уверенности.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Анна Дубровская: «Справедливости в театре не существует» Анна Дубровская: «Справедливости в театре не существует»

После схода ледника и пропажи съемочной группы мне приснился Бодров...

Караван историй
72 часа в аду: история замурованных танкистов 72 часа в аду: история замурованных танкистов

Представь, что ты застрял в лифте на 72 часа. Казалось бы, экстремально?

Maxim
Наталья Бочкарева: «Мужчины тощих не любят» Наталья Бочкарева: «Мужчины тощих не любят»

Актриса о том, как похудела на 60 кг, отношениях с экс-супругом и новом амплуа

StarHit
3 головных убора, которые пригодятся вам в разгар лета 3 головных убора, которые пригодятся вам в разгар лета

Предпочтаете спрятаться от солнца как джентльмен, спортсмен или хайпбист?

GQ
Михаил Трухин и Анна Нестерцова: Михаил Трухин и Анна Нестерцова:

Почему Михаил Трухин и Анна Нестерцова стабильно "разводятся" раз в месяц

Караван историй
Бесполый разум. Как нейробиология доказала, что не бывает «женского» и «мужского» мозга Бесполый разум. Как нейробиология доказала, что не бывает «женского» и «мужского» мозга

Отрывок из книги «Гендерный мозг» нейробиолога Джины Риппон

Forbes
Елена Валюшкина: «У актрисы не может быть зажимов и страхов» Елена Валюшкина: «У актрисы не может быть зажимов и страхов»

Интервью с Еленой Валюшкиной

Лиза
О хамстве, доброте и бегстве от успеха: три заграничных урока О хамстве, доброте и бегстве от успеха: три заграничных урока

Анна Леонтьева, вернувшись из поездки, поделилась любопытными наблюдениями

Psychologies
Полина Лазарева: «Найду любой повод, чтобы пострадать» Полина Лазарева: «Найду любой повод, чтобы пострадать»

Я стою на ногах только благодаря тому, что у меня есть на кого опереться

Караван историй
Лучшие кроссовки будущей недели (с 15 по 21 июля) по версии паблика Please Лучшие кроссовки будущей недели (с 15 по 21 июля) по версии паблика Please

Лучшие кроссовочные релизы

Esquire
Как сделать телеканал и заставить всех себя ненавидеть: «Самый громкий голос» с Расселом Кроу в роли создателя Fox News Как сделать телеканал и заставить всех себя ненавидеть: «Самый громкий голос» с Расселом Кроу в роли создателя Fox News

Кинокритик Егор Беликов — о том, что говорит нам «Самый громкий голос»

Forbes
Не надо быть «вареной лягушкой», или как обрести второе дыхание в карьере Не надо быть «вареной лягушкой», или как обрести второе дыхание в карьере

Порой у управленца возникает дилемма: я и так на вершине, куда мне расти дальше

Forbes
Люк Бессон — о русских женщинах, истории и жлобах Люк Бессон — о русских женщинах, истории и жлобах

В российский прокат вышел фильм Люка Бессона «Анна»

РБК
Деньги и успех на наглядных примерах. Чему Forbes будет учить предпринимателей Деньги и успех на наглядных примерах. Чему Forbes будет учить предпринимателей

Зачем нужен проект Forbes Education и чему там будут учить

Forbes
«Чтобы умереть от любви, нужна зрелость». Хореограф Лоран Илер о новой «Жизели» «Чтобы умереть от любви, нужна зрелость». Хореограф Лоран Илер о новой «Жизели»

На кону амбиции, традиции и система Станиславского

Forbes
«12 стульев» не по-русски или Ильф и Петров в иностранном кино «12 стульев» не по-русски или Ильф и Петров в иностранном кино

Эксперты насчитывают от 13 до 16 экранизаций книги «Двенадцать стульев»

Maxim
Как узнать свою видеокарту на Windows 10: простые способы Как узнать свою видеокарту на Windows 10: простые способы

Показываем, как узнать модель графического адаптера. Несколько простых способов

CHIP
Хорхе Вайехо — о гастролях, тако и насекомых в тарелке Хорхе Вайехо — о гастролях, тако и насекомых в тарелке

В ресторане «Кококо» прошел специальный ужин с участием Хорхе Вайехо

РБК
Зачем в часах Jaeger-LeCoultre Reverso можно переворачивать циферблат? Зачем в часах Jaeger-LeCoultre Reverso можно переворачивать циферблат?

Инновационное решение помогло создать одни из первых спортивных часов в мире

GQ
Мазда Адли: Стресс в большом городе, или Как оставаться счастливым в мегаполисе Мазда Адли: Стресс в большом городе, или Как оставаться счастливым в мегаполисе

Как жизнь в мегаполисе влияет на наше ментальное здоровье

СНОБ
«Я им поверил». Дерипаска рассказал детали своих разговоров с ФБР «Я им поверил». Дерипаска рассказал детали своих разговоров с ФБР

Олег Дерипаска поделился деталями своих переговоров с ФБР в 2009-м и 2016 году

Forbes
Конец крымского консенсуса: чем он грозит власти? Конец крымского консенсуса: чем он грозит власти?

Гражданские и политические свободы становятся важнее материальных потребностей

Forbes
Спецэффекты и программы электрокара Bentley EXP 100 GT Спецэффекты и программы электрокара Bentley EXP 100 GT

Столетний юбилей британская компания отметила выпуском автомобиля EXP 100 GT

РБК
Доверяй, но проверяй Доверяй, но проверяй

Как правильно выстраивать отношения с дочерью-подростком?

Лиза
Жизнь после цинандали: как запрет грузинского вина изменит ландшафт винной отрасли Жизнь после цинандали: как запрет грузинского вина изменит ландшафт винной отрасли

Доля винного рынка, которая приходится на Грузию — 15,5%

Forbes
9 стратегий выживания в доме, где есть подросток 9 стратегий выживания в доме, где есть подросток

Как выжить и остаться целым и невредимым в доме с подростком

Psychologies
Что делать в Москве в этот уик-энд? Что делать в Москве в этот уик-энд?

Планы на ближайшие выходные

GQ
«Книга рекордов Гиннесса»: как устроена работа судьи «Книга рекордов Гиннесса»: как устроена работа судьи

Почему люди рискуют своей жизнью ради сомнительных достижений

Популярная механика
ЦБ предложил отложить обсуждение реформы накопительной пенсии ЦБ предложил отложить обсуждение реформы накопительной пенсии

Эльвира Набиуллина отказалась поддержать добровольный формат взносов ИПК

Forbes
«Коммерсантъ» назвал владельцев 140 млн рублей, в похищении которых заподозрили сотрудников ФСБ «Коммерсантъ» назвал владельцев 140 млн рублей, в похищении которых заподозрили сотрудников ФСБ

Похищенные сотрудниками ФСБ деньги принадлежали бизнесменам из КНР

Forbes
Открыть в приложении