Капитализация надежд? Что ждет Украину при Зеленском
На Украине — очередной «президент надежды». Способна ли страна сделать рывок от края пропасти, где она топчется уже не первый год?
Владимир Зеленский победил на выборах с рекордным для Украины перевесом. Прежде всего от него ждут решения экономических проблем, хотя в области экономики полномочия президента Украины как раз минимальны.
Новый президент получает в наследство самую едва ли не самую бедную страну Европы со средней зарплатой около €300 и средней пенсией не более €40. ВВП на душу население — $2960, и это уровень самых бедных стран планеты (примерно 130-я позиция в мире). Украинский Минфин ожидает в этом году также дальнейшего снижения курса национальной валюты, — примерно на 10%, до 29,4 гривны за доллар. В первый год правления Зеленского Украина с большой вероятностью станет еще беднее.
После падения ВВП примерно на 15% в 2014-2015 годах, в последние два года наблюдается номинальный рост, но не «взрывной». В 2018 году — 3,3%, после 2,5% в предыдущем и 2,4% в 2016-м. В этом году прогнозируется 2,8%, и лишь в 2021-м Министерство экономики обещает выйти на приличные 4,1%. За счет чего, пока не очень понятно. Прямые иностранные инвестиции на душу населения на Украине в два раза меньше, чем в соседней Белоруссии, в четыре раза меньше, чем в Польше, в 8 раз меньше, чем в Германии и в 25 раз меньше, чем в Швеции.
Равнение на Запад
Финансовое благополучие Украины критически зависит от помощи МВФ. В 2015 году Фонд предоставил кредит на четыре года в размере $17,5 млрд, в декабре прошлого года добавили еще $1,5 млрд. Эти деньги, ясное дело, страна вернуть вовремя не сможет, — придется просить реструктуризации. Однако при ставке по кредитам МВФ не более 3% годовых это все же лучшее предложение на долговом рынке, которое может получить страна, пребывающая в состоянии перманентного предбанкротства. В 2019 году Украина должна выплатить по кредитам и процентам по ним около $12 млрд, тогда как все золотовалютные резервы составляют около $20 млрд (и это вместе с деньгами МВФ, полученными в декабре).
МВФ, как известно и по нашей недавней истории, предоставляет деньги под определенные условия (подчас, впрочем, идя навстречу политической целесообразности, как явно происходит в случае с Украиной, которую Запад не может позволить себе «проиграть России»). Они, как правило, не направлены на стимулирование экономического роста, — скорее на создание макроэкономических предпосылок нему.
Например, МВФ дает деньги под борьбу с коррупцией, в которой особых успехов не видать. По уровню восприятия коррупции Transparency International Украина находится на 120-м месте (Россия на 138-м). Зеленский, разумеется, обещал коррупцию побороть и даже объявил о намерении снять неприкосновенность со всей правящей элиты, включая президента. Впрочем, побороть коррупцию и избавиться от влияния олигархов обещали все президенты до него.
Созданная под кураторством Запада (прежде всего, Великобритании) антикоррупционная структура в виде Национального антикоррупционного бюро и Антикоррупционного суда толком не заработала (суд вообще не начал работу). Украинская правящая элита сумела торпедировать эти планы, но при этом получить в декабре спасительные $1,5 млрд.