Как студент из Эстонии создал конкурента Uber и вырастил его до «единорога» с оценкой в €4 млрд
Первые инвестиции для своего проекта заказов такси Маркус Виллиг получил в 19 лет. Как говорят инвесторы, на них произвели впечатление его целеустремленность и харизматичность. На этой неделе его компания Bolt получила €600 млн инвестиций от Sequoia Capital и других инвесторов и достигла оценки в €4 млрд. Что, кроме харизмы основателя, помогает компании привлекать все больше инвестиционных денег?
Чтобы запустить свой стартап, студент компьютерных наук Тартуского университета Маркус Виллиг бросил учебу и занял у родителей $5000. Когда в 2013 году он основал компанию Bolt (тогда она называлась Taxify), ему было 19 лет. А в 24 года он стал самым молодым основателем компании стоимостью более $1 млрд.
Маркус рассказывает, что на запуск агрегатора такси его вдохновил пример другой международной компании из Эстонии — Skype. Именно там работал старший брат Маркуса, 39-летний Мартин, а первыми инвесторами стартапа стали действующие и бывшие сотрудники Skype, бизнес-ангелы из Эстонии, США и Азии, в том числе основатель GPS-трекинговой платформы для кораблей Navirec Томас Бергман. Для старта Маркус Виллиг собрал $100 000 посевных инвестиций и получил грант от правительственного фонда Enterprise Estonia — €5000.
На тот момент в Таллине было 35 небольших таксопарков, и появившийся сервис, работавший одновременно на эстонском, русском и английском языках, оказался очень востребованным. Через три недели после запуска у приложения было уже 5600 пользователей, а к агрегатору подключились 100 водителей из Таллина и Тарту. Выручка Taxify росла в среднем на 55% ежемесячно.
Уже в 2014 году сервис такси начал получать крупные инвестиции и приступил к международной экспансии. Сооснователь и управляющий партнер фонда TMT Investments Артем Инютин объясняет, чем их привлек проект: «Нам с первой встречи очень понравился основатель Маркус Виллиг: он очень целеустремленный, харизматичный и настроенный на бизнес. Он был очень убедителен, несмотря на молодость. Проект был запущен в нескольких городах Балтии, и модель хорошо работала. Плюс оценка компании к тому моменту была более чем адекватна, это тоже повлияло на наше решение инвестировать».
На волне успеха в Эстонии сервис вышел в другие страны Прибалтики и Финляндию в первой половине 2014 года, а к 2015-му начал работать в Грузии, Польше и Белоруссии. Правда, в Белоруссии закрепиться не получилось — в 2017 году Маркус написал в своем Twitter, что Taxify там, «к сожалению, больше не работает. Может быть, в будущем». Будущее до сих пор не наступило.
К 2015 году Taxify стал самым популярным приложением для вызова такси в Восточной Европе и вышел на рынки нескольких стран Западной Европы и Африки. В 2016 году сервис Taxify пришел на Украину, начав с франчайзинговой модели, местной команды не было. В результате конкуренции со стороны Uber и первого украинского онлайн-сервиса вызова такси Uklon эстонский стартап не выдержал и ушел с украинского рынка. В августе 2017 года Didi Chuxing инвестировала в компанию неизвестную сумму, которую компания использовала для выхода в Лондон. Но совсем скоро работу сервиса заблокировало госагентство Transport for London по просьбе профсоюза транспортных работников, пожаловавшихся, что Taxify работает без лицензии. Влезать в проблемы, связанные с законодательным регулированием, стартапу было неинтересно.