Как создавалась обложка литературного номера Esquire
Работы Дмитрия Аске можно увидеть по всей России: в Москве и Владивостоке, Выксе и Туле, Нижним Новгороде, самый масштабный из них — восемнадцатиэтажный фасад дома в московском Одинцово. Ему 36 лет, и 21 из них он так или иначе занимается уличным искусством. Он — самый настоящий человек-оркестр: сейчас у него в работе три проекта, а заслуги перед уличным искусством можно расписывать на несколько страниц. Десять лет он вел печатное и сетевое издание об уличном искусстве Code Red, читал лекции, был одним из приглашенных кураторов биеннале «Артмосфера» и автором документальной выставки «Уличное искусство в России: с 1980-х до сегодняшнего дня».
Последние восемь лет Аске создает росписи, скульптуры и многослойные картины из фанеры в собственной технике мозаичного рельефа, который художник собирает из сотен деталей, как конструктор. Пожалуй, самая известная его работа — панно «Счастливый билет», выполненная к 10-летию Сапсана внутри Ленинградского вокзала.
С чего все началось
Все началось очень просто. Сергей Минаев написал мне: «Дима, привет. Не хочешь сделать обложку?» Я говорю: «Да, конечно». Мне кажется, это круто — сделать обложку Esquire. Я еще из того поколения, которое любит бумагой пошуршать. Печатную прессу сейчас я, правда, покупаю не так часто — в основном про искусство. Но сам издавал когда-то журнал, и тогда обложки придумывал тоже я.
После встречи в редакции стало ясно, что нужно максимально отстраниться от чего-то конкретного и просто придумать историю про лето, литературу и производственный роман. Думаю, что в общей сложности я работал над идеей недели две-две с половиной — она рождалась непросто, и окончательно я ее сформулировал только с третьего раза. То, что в центре должен быть портрет условного писателя, я решил сразу, а вот на первом плане изначально были другие истории. В первом варианте героем романа был студент, который, окончив учебу, начинает свою карьеру, а во втором это были мужчина с женщиной в качестве универсальных героев любого литературного произведения.
Композиция на картине трехплановая. На заднем плане — фигура писателя. В центре — девушка, героиня произведения, которая на лодке отправляется в путешествие по роману. А на переднем плане — закулисье литературы: редакторы, корректоры — все люди, которые стоят за писателем, без которых он в принципе ничего издать не сможет.
Картину мы с помощником собрали достаточно быстро, за пару дней, потому что надо было уезжать делать проекты в Самаре и Нижнем Новгороде.
О разнице в работе дизайнера и художника
В работе дизайнера всегда больше думаешь о том, как результат будет воспринимать заказчик и зритель. Когда я делаю свои собственные произведения, я, конечно, об этом тоже думаю. Но в искусстве намного больше степень свободы, чем в дизайне, где есть задание и задача, которую нужно решить.
По своему образованию я, кстати, дизайнер. Когда я учился в школе в Москве, то до девятого класса хотел стать программистом. Потом понял, что не горю желанием углубленно изучать математику, и решил, что поскольку мне нравится рисовать — а я тогда увлекся граффити, — то и пойду на дизайнера учиться. Правда, не доучился: бросил университет на пятом курсе и так мало-помалу пришел к тому, чтобы стать художником. Зато дизайнером успел поработать официально: в сноубордической компании LMA в 2006-2007-м. А потом мы с товарищами оттуда делали журнал и одежду CODE RED. Параллельно я занимался фрилансом: делал всякие сайты, фирменные стили, флаеры. Потом журналы стали заказывать мне иллюстрации, а затем начали приходить и бренды: в 2008 году я сделал скульптуру для Nike, мои принты печатались на их футболках в 2010-2011 годах. В 2013-м вышли кроссовки Reebok с моей работой. Одеждой перестал заниматься шесть лет назад, и сразу после этого выстрелила тема с искусством: один проект за другим, и поезд на полном ходу несется до сих пор.
О своем стиле
Я бы не сказал, что свой стиль нашел быстро: когда я рисовал граффити в 2000-х, то в основном это были буквы. В 2009 году я съездил в Киев, во Львов и в Одессу и там познакомился с художниками, которые очень сильно меня вдохновили, — это был дуэт Interesni Kazki. Они рисовали сюрреалистические сюжеты, персонажей, замешанных с украинским фольклором, и это выглядело очень круто. Тогда я понял, что с буквами далеко не уедешь: их понимают только другие райтеры, дизайнеры, шрифтовые дизайнеры. А мне хотелось разговаривать со всеми. И я начал пробовать: делал что-то с лицами и персонажами. Это был 2009 год. А первые картины в той технике, что я сейчас использую, я сделал десять лет назад. Так что это все происходило постепенно. Пока фанера — основной материал, с которым я работаю. Но сейчас начинаю работать и с металлом. Первую скульптуру из стали по моему макету сделали этим летом в Самаре. Еще одну металлическую скульптуру можно увидеть до конца августа перед ГУМом. Возможно, скоро будет и металлическое панно. А недавно я купил себе 3D-принтер, чтобы попробовать поработать с маленькими скульптурами.