Что мне снег, что мне зной: история легендарного внедорожника УАЗ
Знаменитый отечественный внедорожник умеет карабкаться в горы, грести по воде и выживать в жаркой пустыне и условиях вечной мерзлоты
Дела давно минувших дней
Первая страница истории УАЗа была написана в 1941 году. Как известно, многие автомобильные предприятия в Великую Отечественную войну занимались отнюдь не автомобилями. Так что, когда часть мощностей столичного автозавода имени Сталина была эвакуирована в Ульяновск, первой продукцией предприятия на новом месте стали авиационные бомбы. Но уже к первой военной весне цеха были восстановлены, и с конвейера сошли пять первых машин ЗИС-5В. Это был грузовик для нужд армии, который мог перевозить до трех тонн груза и разгоняться до 60 километров в час, но при этом имел легкую деревянную кабину. ЗИС-5В не был самостоятельной разработкой и выпускался еще до войны, но все же это было начало.
Коллектив завода тем временем рос, и на окраине Ульяновска для предприятия было дополнительно выделено почти двадцать гектаров земли. Позже это место станет новым и самым крупным районом города — Засвияжским, а первая улица района получит название Автозаводская.
Представьте себе объемы производства, если первая модель ГАЗ-АА, например, была выпущена осенью 1947 года, а уже в марте 1949-го с конвейера сошел десятитысячный автомобиль!
Работали в две смены и собирали порой до 140 единиц техники в сутки. Конструкторский отдел был создан на заводе лишь в 1954 году. Не сразу, но постепенно молодые специалисты начали разрабатывать свои самостоятельные проекты для семейства УАЗ. Тогда-то и был проложен основной курс производства — малотоннажные автомобили с повышенной проходимостью: грузовые автобусы, легковые автомобили, санитарные, фургоны и так далее.
«Козлики», «буханки», «таблетки»
В 1955 году на заводе начали собирать прежде производившиеся в Горьком ГАЗ-69 и ГАЗ-69А, и одно время эти транспортные средства были основной продукцией предприятия. Но уже к середине 1960-х рабочие и конструкторы сосредоточились на новых моделях.
УАЗ
Сначала появилось семейство УАЗ-452, предназначенное в основном для езды по асфальтовым дорогам. Это были, в первую очередь, знаменитые «буханки» и «таблетки», а уже чуть позже появился УАЗ-469, который в народе прозвали «бобиком» и «козликом». Мы все его отлично знаем: темно-зеленого, грязно-болотного цвета, с двигателем мощностью сначала 75, затем 77, затем 80 лошадиных сил. Самые первые модификации разгонялись до ста километров в час, и вообще машина считалась неубиваемой.