Как привить ребенку самостоятельность
Принимать решения, брать на себя ответственность, отстаивать границы человеку помогает самостоятельность. Как развить ее у детей, рассказывает учитель словесности, автор телеграм-канала GrigoryOne Артем Григорян.
Показывать пример
Когда дети видят, как что-то работает в реальной жизни взрослых и что это помогает им достичь цели, они начинают доверять этому инструменту. Мой любимый пример связан с ЕГЭ в 11-м классе. Мои одиннадцатиклассники говорили, как им сложно из-за интенсивного графика подготовки и объема информации, которую нужно выучить. В ответ я рассказал им, как поступало в университеты и институты мое поколение — те, кто не сдавал ЕГЭ. Мы сами приезжали в вуз, сами узнавали условия поступления, задавали вопросы. У нас не было никаких демонстрационных вариантов, списков вопросов, примерных тем или направлений, тренажеров, способов получить дополнительные баллы. Все зависело только от нас. Поэтому мы сами находили источники, обменивались приемами и хитростями, расспрашивали студентов о программе, сами выбирали тактику подготовки и составляли план.
После этого я спросил учеников: какой посыл у этой истории? Кто-то ответил: «Теперь мы знаем, что у нас еще не все так плохо», кто-то: «Понятно, почему у вас на уроках все четко», а одна девушка сказала: «Мы тоже так можем». Это и был главный посыл моего рассказа и его воспитательный эффект. Дети увидели, что, какой бы сложной ни была задача, с ней можно справиться, если постараться.
Пробовать и обсуждать
В школе, где учится сын моих знакомых, мальчиков обязали два раза в неделю ходить на занятия по единоборству. Ребенок сказал папе, что не хочет никого бить. Он не слабее остальных, у него хорошие отношения с другими детьми, просто это не его спорт и не его цель в спорте. Папа, в прошлом профессиональный спортсмен, спокойно сказал: «Попробуй другие виды спорта, выбери, что понравится, что близко». Он был готов обсуждать варианты и делиться своим опытом, но настаивал, что выбрать нужно, потому что совсем без спорта и физических нагрузок сложно жить (с этим ребенок был согласен). Папа ждал, пока сын сам выберет секцию, попробует в ней позаниматься, и после каждого такого пробного захода обсуждал с ним впечатления. В результате мальчик пошел на греблю — погрузился в процесс, полюбил его и нашел там новых друзей, потому что это было его собственное решение.