Как пережить дистанционку: топ-5 ошибок, которые совершают все родители
Даже самые ответственные родители не застрахованы от популярных ошибок в воспитании и обучении, которые мешают ребенку быть счастливым, образованным, а также рушат гармонию и близкие отношения в семье. Особенно сейчас - в период, когда дети учатся дистанционно. Заняться работой над ошибками предлагает основатель центра образовательных технологий Advance и автор книги “Энциклопедия детской мотивации” Николай Ягодкин.
Ошибка №1 – пытаться говорить про перспективу с детьми до 12 лет
Объяснять ребенку, что нужно хорошо учиться, чтобы стать “уважаемым человеком”, получать достойную зарплату и быть генеральным директором не стоит. Ему всего 10, он даже представить себе не может свою жизнь через 10–20 лет. Горизонт планирования у детей намного скромнее, чем у взрослых. Это мы можем пахать на двух работах, чтобы досрочно погасить кредит или накопить на отпуск. Мы можем представить, что хотим от жизни через 5 лет, например, повышения в должности и зарплате.
Ребенок – другое дело. Он будет стараться только ради того, что ему интересно. Именно увлекательный процесс правит бал. После 12 лет такой метод сработает, если учитывать цели и стремления самого ребенка. Фраза “Учи химию, в жизни пригодится” не найдет отклика. А если сын или дочка мечтает быть ветеринаром, можно сказать: «Хочешь быть хорошим ветеринаром и спасать зверей? У животных бывают сложные случаи, и, чтобы помогать, нужно много знать о лекарствах: как они работают, взаимодействуют друг с другом и т. д. Для этого и нужна химия”.
Ошибка №2 – увлекаться негативной мотивацией
В эту категорию входят:
- страх (ребенка постоянно пугают, что, не дай бог, он получит двойку, терпение родителей явно лопнет и произойдут страшные вещи);
- боль (ребенок боится идти домой, потому что попадет ремнем);
- долг (ребенок обязан хорошо учиться – его ведь для этого рожали. Он не имеет права не оправдать ожиданий мамы, папы, бабушки, тети из Ростова. И вообще мама с папой станут старенькие, их нужно будет кормить, поэтому нужно хорошо учиться);
- стыд (часто родителям стыдно за тройку в четверти перед всеми на свете: соседями, коллегами, потому что похвастаться талантливым ребенком – важная потребность, и виноват в этом, конечно же, ребенок – как ему не стыдно?);
- избыток негативной обратной связи. Часто в сердцах родители говорят детям много обидных слов, например: дурак, бестолковый. Такие оценки тормозят мотивацию и заставляют ребенка поверить в то, что он действительно такой. Негативные поступки сразу вызывают реакцию, а позитивные воспринимаются как сами собой разумеющиеся и игнорируются.