История постсоветского искусства в преследованиях и приговорах суда

WeekendКультура

Судебная перспектива

История постсоветского искусства в преследованиях и приговорах суда

Текст: Анна Толстова

Виктория Ломаско и Антон Николаев. «Таганское правосудие», 2009. Фото: Виктория Ломаско, Антон Николаев

В издательстве академической литературы Vernon Press вышел английский перевод книги немецко-швейцарской славистки, искусствоведа и куратора Сандры Фриммель «Суждения искусства: искусство на судебных процессах в России после перестройки». Немецкий оригинал был опубликован в 2015 году, англоязычная версия существенно дополнена, но за время ее подготовки произошло столько событий, имеющих непосредственное отношение к теме, что эту книгу можно будет дорабатывать и переиздавать бесконечно.

Игра слов, присутствующая в названии, нигде в тексте специально не расшифровывается. Но «суждения искусства» (Kunsturteile, art judgements), без сомнения, отсылают не только к судебной практике, но и к эстетической теории, к Канту и его третьей «Критике», к суждениям вкуса, иначе говоря — к началу тех новых времен, когда искусство, сбросившее ярмо нормы, угодило в ловушку свободы, поскольку свобода творчества художника начала компенсироваться свободой критика сметь свое суждение иметь. Критика — в очень широком смысле, и профессионального писаки об искусстве, и так называемого простого зрителя, и зрителя, так сказать, уполномоченного, скажем, честного британского таможенника, взявшегося сражаться с акулами галерейного бизнеса из Haunch of Venison, потому что груда люминесцентных ламп является электрооборудованием и никак не может быть произведением искусства какого-то там Дэна Флавина. Этот и прочие исторические прецеденты, компаративистские параллели, в том числе — американские «культурные войны» или скандалы вокруг «молодых британских художников», непосредственная предыстория, касающаяся нонконформизма, например, Вячеслава Сысоева, севшего за порнографию, то есть за неприемлемое для властей содержание своей сатирической графики, а не по «тунеядской» или другим, применявшимся к советской творческой интеллигенции статьям,— все это в книге есть, но всем этим она не перегружена. В фокусе — российское современное искусство последних 30 лет, которое Сандра Фриммель, учившаяся в Петербурге, много работавшая в Москве, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде и дружная с доброй половиной местных художников, кураторов и критиков, наблюдала с очень короткой дистанции, чтобы в итоге защитить диссертацию в Берлине по этой своей искусствоведческо-юридической теме. И хотя дистанция была очень коротка, наблюдения и case studies сложились в своего рода историю искусства постсоветской России, написанную под определенным углом зрения.

Фото: Vernon Press

Конечно, 200 с небольшим страниц убористого текста «Суждений искусства» не претендуют на то, чтобы быть большой исторической картиной: вряд ли кто-то сегодня, во времена кризиса больших нарративов, может всерьез претендовать на всеохватность и исчерпывающую полноту. Это скорее сумма зарисовок, сложившаяся в графический роман,— недаром книга среди прочего проиллюстрирована работами мастера графического репортажа Виктории Ломаско, рисовавшей в Таганском суде на процессе по поводу выставки «Запретное искусство». Однако все главные судебно-полицейские прецеденты и все главные герои минувшего тридцатилетия, начиная с Александра Бренера, кричавшего «Чечня! Чечня!» в Елоховской церкви в феврале 1995-го, когда завершался штурм Грозного, и оштрафованного на 500 рублей, и заканчивая Петром Павленским, сделавшим российскую пенитенциарную систему частью своих акций и в итоге вынужденным бежать из России, в ней описаны. Даже те, кто с начала 1990-х следил за художественной жизнью и был в курсе описанных событий, удивятся, как быстро Россия прошла путь от 500 рублей штрафа до «двушечки» участницам «панк-молебна» группы Pussy Riot, которые первыми в новейшей истории страны получили реальный тюремный срок за деятельность в области современного искусства. И отметят про себя, что это развитие приобрело вполне определенный вектор после 1998 года, когда впервые после распада СССР против российского художника возбудили уголовное дело за его искусство — имеется в виду Авдей Тер-Оганьян и его акция «Юный безбожник». Историю искусства постсоветской России с 1991 года до наших дней можно было бы рассказывать и по-другому: с точки зрения развития художественного рынка, учреждения новых институций, распространения новых медиа и интермедиальных практик. Но так вышло, что первая из написанных историй рассматривает это тридцатилетие с точки зрения судебных преследований художников. Видимо, это та историю, которую мы заслужили.

Фото: предоставлено Vernon Press

Строго говоря, «Суждения искусства» не являются летописью, последовательным изложением событий, у них другая цель: проанализировать сами судебные процессы, связанные с современным искусством, в плане риторики, аргументов за и против и в плане режиссуры судебных заседаний. Тут читатель, вооруженный Беньямином и марксистскими идеями, может сгоряча обвинить автора в эстетизации политики: дескать, судебный процесс предстает в книге этаким «гезамткунстверком», произведением искусства, трактованным в духе теории перформативности Эрики Фишер-Лихте. И будет неправ. Аргументы обвинения и защиты, рассмотренные в самых разных историко-культурных перспективах, вплоть до споров славянофилов и западников или критики «формализма», неожиданно обнаруживают куда большую глубину, чем могло показаться из отчетов прессы, но речь вовсе не о том, чтобы придать ценность суждениям «мракобесов»,— оказывается, главная критическая дискуссия эпохи, дискуссия о том, что есть искусство и где заканчивается его свобода и автономия, разворачивалась вовсе не на страницах художественных журналов или в лекториях арт-центров, а в залах судебных заседаний. А постановочные стратегии судебных прений, проанализированные в историческом контексте, с аллюзиями на московские процессы 1930-х годов или же процесс Синявского и Даниэля, показывают, что и политические трансформации в постсоветской России очень ярко проявились в такой, казалось бы, малозначительной сфере.

Фото: предоставлено Vernon Press

Ясно, что при подобном подходе центральным материалом книги становятся два ключевых процесса 2000-х, связанные с выставками «Осторожно, религия!» (2003) и «Запретное искусство — 2006» (2007) в Сахаровском центре (внесен в реестр НКО-«иноагентов»), где перед судом предстают не отдельные произведения, а все современное искусство России, отобранное для этих политически значимых экспозиций кураторами, прежде всего — Юрием Самодуровым и Андреем Ерофеевым. В том, как разобраны эти процессы, какое внимание уделяется всем доступным публике судебным материалам, протоколам допросов, показаниям, экспертизам, виден не только искусствовед, но и филолог, чувствительный к слову и готовый препарировать его с беспристрастностью патологоанатома (кое-что теряется в переводе, да и анекдотические переводческие ляпсусы — например, не все узнают в персонаже с латинизированным именем Alexei Pinus директора Зверевского центра современного искусства поэта Алексея Сосну — затрудняют чтение). Автор всеми силами старается остаться в границах своей специализации, не выходить за территорию искусства и не делать политических обобщений, но материал начинает отчаянно сопротивляться. Выводы, к которым приходит искусствовед и филолог Сандра Фриммель, неутешительны: история судов над современным искусством оказывается историей поражения свободы и победы авторитаризма, историей цензуры и самоцензуры, вынужденной эмиграции и маргинализации, возвращения в подполье и молчания. Англоязычная версия книги заканчивается словом «silencing»: дальше — тишина, критические голоса искусства смолкли.

Фото: предоставлено Vernon Press

Последней героиней «Суждений искусства», возникающей на заключительных страницах, становится Дарья Апахончич, художница-феминистка и активистка, первая из деятелей современного искусства признанная «иностранным агентом». В этой истории хотелось бы поставить точку, но она, к сожалению, продолжается прямо сейчас: прокуратура требует отправить в колонию на три года и два месяца Юлию Цветкову, художницу и активистку из Комсомольска-на-Амуре, тоже внесенную в список «иноагентов»; Amnesty International признала узницей совести петербургскую художницу Александру Скочиленко, помещенную в следственный изолятор до суда; в отношении московского художника Данилы Ткаченко, успевшего уехать из России, возбуждено уголовное дело — обвинения разнятся в диапазоне от порнографии до дискредитации вооруженных сил РФ, преступление, в сущности, одно — современное искусство, критическое по определению.

Фото: предоставлено Vernon Press

Sandra Frimmel. Art Judgements: Art on Trial in Russia after Perestroika. Vernon Press, 2022

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Город, спрятавший свои памятники Город, спрятавший свои памятники

Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация

Weekend
Вопрос психологу: что такое синдром отложенной жизни и как с ним справиться? Вопрос психологу: что такое синдром отложенной жизни и как с ним справиться?

Ловили ли вы себя на мысли, что ожидаете лучших времен?

Правила жизни
Траектория невозврата Траектория невозврата

Как «Бег» Михаила Булгакова показал необратимость эмиграции

Weekend

Бесценные рукописи и архивы с редкими фактами о жизни актера Петра Вельяминова

Коллекция. Караван историй
Годовые кольца: 1912 Годовые кольца: 1912

Трагедия «Титаника» и акмеизм: что происходило в мире в 1912 году

Вокруг света
Как правильно тренироваться на свежем воздухе Как правильно тренироваться на свежем воздухе

Тренировки на свежем воздухе — это не только полезно, но и бесплатно!

Maxim
Каким был день смерти принцессы Дианы: о чем она думала, что делала и кого видела последним Каким был день смерти принцессы Дианы: о чем она думала, что делала и кого видела последним

Принцесса Диана была одной из самых известных. Каким был ее последний день?

VOICE
Секс-скандал Билла Клинтона и Моники Левински: как сложилась судьба участницы одного из самых громких политических скандалов в современной истории США Секс-скандал Билла Клинтона и Моники Левински: как сложилась судьба участницы одного из самых громких политических скандалов в современной истории США

История Моники Левински — «нулевого пациента» кибербуллинга

Правила жизни
Игры теней Игры теней

Григорий Козинцев и Евгений Шварц как исследователи власти

Weekend
Атом исцеляющий Атом исцеляющий

Генеральный директор АО «Русатом Хэлскеа» — о ядерной медицине

Эксперт
Первая из племени: кто такая Драупади Мурму, новый президент Индии Первая из племени: кто такая Драупади Мурму, новый президент Индии

Рассказываем о политической карьере Драупади Мурму

Forbes
Разговор с овощами Разговор с овощами

Овощи обладают разной текстурой, с ними даже можно разговаривать

Bones
Нейробиологи показали, чем мозг человека отличается от мозга мыши: наш мозг умеет тормозить Нейробиологи показали, чем мозг человека отличается от мозга мыши: наш мозг умеет тормозить

Мозг человека и мозг мыши похожи, но почему человек думает иначе?

ТехИнсайдер
Найден способ связать воедино массивы кремниевых кубитов Найден способ связать воедино массивы кремниевых кубитов

Ученый нашел решение фундаментальной проблемы квантовой вычислительной техники

ТехИнсайдер
Незабываемый вкус детства: 10 продуктов СССР, которые покинули наши прилавки Незабываемый вкус детства: 10 продуктов СССР, которые покинули наши прилавки

Пусть они покинули прилавки, но не наши сердца

ТехИнсайдер
Развод по-русски Развод по-русски

9 способов не остаться без штанов после развода

Лиза
Искусственный интеллект, медицина и творчество: разговор с датасайентистом медтех-стартапа о роботах в здравоохранении Искусственный интеллект, медицина и творчество: разговор с датасайентистом медтех-стартапа о роботах в здравоохранении

Как искусственный интеллект разрабатывается в сфере здравоохранения?

ТехИнсайдер
Американец обратился к врачам по поводу свиста в мошонке Американец обратился к врачам по поводу свиста в мошонке

Американские врачи отчитались о необычном клиническом случае

N+1
Сколько людей может прокормить Земля? Сколько людей может прокормить Земля?

Сможет ли наша родная планета прокормить нас?

ТехИнсайдер
Законы социальных систем: что общего у семьи и рабочего коллектива? Законы социальных систем: что общего у семьи и рабочего коллектива?

Что объединяет новоиспеченного мужа и только что принятого на работу сотрудника?

Psychologies
«Ключность»: почему мы переживаем из-за того, что случилось давным-давно «Ключность»: почему мы переживаем из-за того, что случилось давным-давно

Вы кого-то давно обидели, а воспоминания продолжают мучить все так же сильно?

Psychologies
Не шашлыком единым: какие еще вкусные блюда можно приготовить на мангале? Не шашлыком единым: какие еще вкусные блюда можно приготовить на мангале?

Что еще можно приготовить на мангале, кроме шашлыка? Да почти все!

ТехИнсайдер
История одного здания: особняк Брусницыных в Петербурге История одного здания: особняк Брусницыных в Петербурге

Особняк купцов Брусницыных — таинственный дом с зеркалом Дракулы в Петербурге

Культура.РФ
10 самолетов, изготовленных в неожиданных странах 10 самолетов, изготовленных в неожиданных странах

Ну какая авиадержава из Пакистана или Болгарии? Однако, и там делают самолёты!

ТехИнсайдер
Он прошел через 872 дня блокады Ленинграда и выжил: удивительная история кота Максима Он прошел через 872 дня блокады Ленинграда и выжил: удивительная история кота Максима

Как кот по кличке Максим из блокадного Ленинграда смог дожить до окончания вoйны

ТехИнсайдер
Самую большую кувшинку в мире признали отдельным видом Самую большую кувшинку в мире признали отдельным видом

Самая большая кувшинка растет только на севере Боливии

N+1
Одна вокруг света: опасная дорога к ледникам, горные озера и разноцветная гора Одна вокруг света: опасная дорога к ледникам, горные озера и разноцветная гора

176-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко: Перу

Forbes
«Свадьба превратилась в похороны»: рассказы ведущих и гостей о самых странных церемониях «Свадьба превратилась в похороны»: рассказы ведущих и гостей о самых странных церемониях

Ведущие и фотографы свадеб — о том, как (не) превратить праздник в трагедию

Maxim
Правда ли, что собаки скучают по хозяину, когда он уходит Правда ли, что собаки скучают по хозяину, когда он уходит

Что чувствует ваша собака, когда вы оставляете её одну?

ТехИнсайдер
Уральская волчица: история самой жестокой женщины-убийцы в России Уральская волчица: история самой жестокой женщины-убийцы в России

«Я даже не могу назвать ее женщиной, для меня она безлика»

VOICE
Открыть в приложении