Избегать избегания: как мы проживаем утрату (не только смерть) и почему горевать — нормально
О смерти не принято говорить: это табуированная тема. Тем не менее с утратой сталкивается каждый человек: будь то смерть близкого, развод, эммиграция, карьерный крах или потеря кого-либо и чего-либо значимого в жизни. О том, как устроена психология смерти, рассказывают психолог Елена Фоер и писательница Мария Рамзаева в книге «Смерть в большом городе: почему мы так боимся умереть и как с этим жить». Книга выходит в мае в издательстве «Альпина». Inc. публикует ее отрывок.
Горевание — естественная реакция на утрату. Она возникает при потере близких и в ряде других тяжелых ситуаций. Симптомы, идентичные проживанию горя, могут также проявляться и при других жизненных событиях, например потере конечности, вынужденной эмиграции, выходе на пенсию, разрушении карьеры, разводе — во всех случаях, когда мы теряем какую-то часть своей идентичности и вынуждены перестраивать ее.
Депрессия и горевание
«Горевать — это нормально» — вот основная мысль, которую хочется повторить несколько раз, чтобы она точно запомнилась. Формирование отношений и привязанность к другим живым существам необходимы большинству из нас, мы — социальные животные. Когда эти связи разрываются, чувствовать горе естественно.
За годы и месяцы близких отношений мы учимся понимать себя и свои эмоции, в том числе через эти отношения. После утраты нам приходится искать себя заново и жить как-то по-другому.
Около 30% людей или чуть больше испытывают относительно небольшой стресс при потере близкого человека и способны быстро адаптироваться и вернуться к повседневным делам. У этих людей не бывает реакций отложенного горя, и они сохраняют стабильное состояние. Что, кстати, не делает их бесчувственными, просто их психика быстро адаптируется к утрате.
Другие 30% испытывают сильный дистресс, в котором невозможно заниматься привычными делами. Еще 30% также испытывают дистресс, но умеренный. Наконец, 10% переживают горе отложенно, спустя примерно полгода после утраты. Несколько процентов приходится на людей, которые переживают осложненное горе. Это приблизительные оценки, поскольку в разных исследованиях цифры отличаются.
К сказанному выше о симптомах и стадиях добавлю только, что симптомы горя могут выглядеть для психолога похожими на симптомы депрессии. Иногда провести границу между этими состояниями непросто. При этом точный диагноз необходим, он влияет на тактику терапии. Важным отличием между этими состояниями является то, что горе имеет свойство накатывать волнами, эмоции могут контрастно меняться.
При депрессии негативное настроение более стабильно. Люди, которые горюют, вполне могут сохранять позитивную оценку самих себя, а при депрессии самооценка в большинстве случаев страдает.