Случайным зрителем этой идеальной гармонии и красоты стала лишь одна яхта

Y MagazineПутешествия

Театр природы

Текст: Дмитрий Стадниченко

«Не всем дано увидеть эти острова. Только чистому сердцу и смелому душой в страшный час, когда яростные волны грозят гибелью, открываются эти таинственные земли. И счастлив тот, кто ступит на их приветливые, солнечные берега, — он спасен». Петер Кристен Асбьёрнсен, «Бакланы Ут-Рёста»

Остроконечные пики гор, пронзив тучи, устремились ввысь. Небесные странники-облака под таким мощным напором направились в долины, заполняя белесыми хлопьями скальные трещины и укутывая покрывалом редкие деревья. Облака дошли бы и до моря, но там, среди волн, гуляет ветер, и они остановились посередине склона, пугливо выглядывая из-за больших камней. И тут вышло солнце. Снег на вершинах заискрился, берег покрылся позолотой, и столько долгожданного тепла пришло в эти края, что весь пейзаж замер, нежась в ласковых лучах…

Случайным зрителем этой идеальной гармонии и красоты в театре Ее Величества Природы стала в прошлом августе лишь одна парусная яхта, вышедшая утром из пролива Хьелльсуннет курсом на Лофотенские острова.

Харстад

68°48ˈ171N, 016°32ˈ994E

Тоскливые полосы ливня на окнах отеля и лиловая картинка погоды в Windy Map по приезде в Норвегию не предвещали ни красоты, ни гармонии. Наше давно задуманное плавание начиналось в городке Харстаде на острове Хиннёйа, что в губернии Тромс и Финнмарк. Город не удивил достопримечательностями, но там защищенная гостевая гавань и подход, доступный в любую погоду. Продуктовые магазины, хорошее транспортное сообщение, возможности для ремонта, само собой, вода, электричество — и все это за умеренную по нынешним временам плату.

В Харстаде шел местный чемпионат по ловле рыбы, и к вечеру рыбаки потянулись из моря к причалу. Жизнь закипела: измеряют, взвешивают… Гора рыбы растет, толпа зевак прибывает, но чувствуется северный характер — не шумно. Будь тут итальянцы или греки, их было бы слышно до Шпицбергена. Понемногу страсти разгораются. Вот кто-то начинает спорить, широко разводя руками: думаю, это размеры рыбины, которую подцепили, но так и не подняли на борт. Самой большой оказалась треска весом 16,3 кг, а всего за два дня чемпионата выловили 1676 кг. Лучшие места ловли, по рассказам бывалых, — между островами Сандсой и Акероя, риф Harstadgrunnen (напротив Харстада) и берег возле небольшого острова Кьеоя. По большей части рыба хорошо ловится на глубине до 120–140 м. Мы подумали: зачем искать ее в море, когда она нас уже нашла на причале? И купили у рыбаков 9-килограммовую треску, объявив на борту День пескетарианства и чревоугодия.

Здание морского вокзала в порту Харстада, куда заходят рыболовные, пассажирские и грузовые суда (максимальная осадка 9 м)

Скрова

68°10ˈ020N, 014°39ˈ831E

Утро выдалось — словами не передать! Горы и море купаются в солнышке, птички поют, двигатель урчит — лепота! В 05.40 отдаем швартовы и неспешно движемся к проливу Хьелльсуннет. В отличие от западной Норвегии, в северной ее части в зависимости от прилива или отлива случаются сильные течения, и этот факт обязательно нужно учитывать. В самых узких местах скорость приливных течений может достигать четырех узлов при высокой воде на север и при низкой на юг. Стараемся рассчитать время так, чтобы минимизировать их влияние. Данные по каждому проливу или узкости можно найти в норвежских справочниках Den Norske Los 1–7. На английском есть только седьмой том, а нашу акваторию описывают пятый и шестой на норвежском, но графики понятны.

В проливе встречный ветер до 18 узлов. Расходимся с двумя грузовыми судами, в районе Бальстадстраума преодолеваем небольшие водовороты и вскоре, оставив по траверзу Лёдинген, выходим на просторы Вест-фьорда. Ключевое слово тут «просторы», ибо Вест-фьорд — скорее большой залив, нежели классический фьорд. Со стороны моря от Будё до одного из самых западных островов Лофотенского архипелага примерно 50 миль, тут есть где разгуляться и ветру, и волне.

Слева по борту наблюдаем птиц. Это тупики, коренные обитатели Лофотенских островов. Мне говорили, что для тупиков уже не сезон, но, возможно, мы встретим их в открытом море. Встретили. Очень симпатичные и необычные птички. После периода гнездования живут в море и даже спят там, питаются мелкой рыбешкой. Моногамны, хотя зимуют вроде бы поодиночке: орнитологи до сих пор не понимают, где и как пары снова сходятся. Гнездятся в норах: самки откладывают яйца в мае-июне, а высиживают оба родителя. Потом птенец остается в гнезде до сорока дней. Это я к тому, что лучшее время для наблюдения за тупиками в колониях на берегу — с мая по июль. Они пугливы: завидев идущую яхту, быстро ретируются — и над водой, и под водой (отличные пловцы).

Фьорды Лофотенских островов скорее похожи на большие морские заливы

Тупики, гагарки и тонкоклювые кайры нам встречались почти на всем пути до острова Скрова. Хорошо, что мы выбрали маршрут мористее и обошли Свелингсфлакет—большую группу островков и мелей. В этом морском заповеднике гнездится множество птиц, в том числе белохвостый орлан. Навигация там непростая: того и гляди въедешь в камень или мель,—поэтому большим яхтам лучше либо идти морем, либо огибать заповедник вдоль береговой линии острова Хиннёйа по большим глубинам и обозначенным навигационными знаками фарватеру. Тем, кто выбирает морской путь, — бонус: если немного подвернуть к противоположному берегу Вестфьорда, можно полюбоваться на маяк Транёй. Сам Хиннёйа является самым большим прибрежным островом Норвегии; второй по величине—Сенья. Ближе к Скрова с юго-запада пришла волна. Заходим в главную гавань и швартуемся к гостевому понтону, справа от паромной пристани.

После нескольких дней плохой погоды (в четверг, пятницу и субботу) воскресенье и понедельник выдались теплыми и солнечными. А вторник и среду обещают снова дождливыми и ветреными. Так что сегодня, спустя день после дождя (или за день до следующего), у нас поход в горы и покорение местного «эвереста» — Скрова-фьелет. Высота 281 м, довольно большая часть трассы оборудована страховочными веревками, поэтому идти относительно просто, хотя нагрузку чувствуешь. Мы нашли себе особое приключение, пытаясь спуститься по тропке, не обозначенной на информационном табло. Поначалу все шло хорошо, но спустя некоторое время мы уперлись в крутой склон, покрытый мокрой землей, травой и камнями. На таком ничего не стоит поскользнуться и улететь вниз, переломав ноги. Пришлось снова подняться и возвращаться прежним путем.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Шум прибоя Шум прибоя

После полудня солнце заходит за Восточную гору, и маяк погружается в тень

Y Magazine
Мигрирующие нетопыри сориентировались по магнитному полю Земли Мигрирующие нетопыри сориентировались по магнитному полю Земли

Перелетные летучие мыши ориентируются по геомагнитному полю

N+1
Машина времени Машина времени

Петербургские места, где можно попасть в начало XX века, не покидая XXI

СНОБ
Опасное время: главный онколог России предупредил о начале периода, провоцирующего развитие самого агрессивного рака Опасное время: главный онколог России предупредил о начале периода, провоцирующего развитие самого агрессивного рака

Злоупотребление ультрафиолетовым излучением таит в себе опасности

VOICE
Евпатория Евпатория

Евпатория — город, существующий во многих измерениях

Знание – сила
Что носить в конце весны: 5 идей от героев стритстайла Что носить в конце весны: 5 идей от героев стритстайла

Модные приемы, которые одинаково подойдут и мужчинам, и женщинам

Правила жизни
Итальянский учёный определил, что за мост да Винчи изобразил сзади Мона Лизы Итальянский учёный определил, что за мост да Винчи изобразил сзади Мона Лизы

Сооружение позади Джоконды — мост Ромито ди Латерина

ТехИнсайдер
Пять китайских автомобилей, за которые брендам теперь стыдно. Список Пять китайских автомобилей, за которые брендам теперь стыдно. Список

Как изменились китайские автомобили с момента прихода в Россию

РБК
Кто и зачем на самом деле изобрел кириллицу (спойлер — нет, не Кирилл и Мефодий) Кто и зачем на самом деле изобрел кириллицу (спойлер — нет, не Кирилл и Мефодий)

Некоторые незыблемые знания не выдерживают столкновения с фактами

Maxim
Посмотрите на эти удивительные поезда из разных стран! Прокатились бы? Посмотрите на эти удивительные поезда из разных стран! Прокатились бы?

Как путешествуют на поездах жители Германии, Швейцарии, Японии и Австралии

ТехИнсайдер
Зубной эликсир: как устроен змеиный яд и что делать в случае укуса Зубной эликсир: как устроен змеиный яд и что делать в случае укуса

Состав яда каждой змеи уникален и на жертв эти яды действуют очень по-разному

Вокруг света
Эолова яхта Эолова яхта

Этот дизайн-­проект яхты длиной 131 м создан в рамках инициативы Oceanco NXT

Y Magazine
Музей Ивана Музей Ивана

Однажды Иван Хафизов вдруг сфотографировал наличники...

Новый очаг
Сергей Вялов: «Поджелудочная железа создана с большим запасом прочности и может многое выдержать, но даже при этом мы умудряемся её угробить» Сергей Вялов: «Поджелудочная железа создана с большим запасом прочности и может многое выдержать, но даже при этом мы умудряемся её угробить»

Всегда ли боль в животе связана с желудком и можно ли вылечить гастрит?

Здоровье
Заигрывания с историей: почему сериал «Царица Клеопатра» оскорбил Египет Заигрывания с историей: почему сериал «Царица Клеопатра» оскорбил Египет

Почему сериал «Царица Клеопатра» вызвал такую бурную реакцию?

Forbes
Скайнет в эпоху киберпанка: книга о сверхразуме, написанная в соавторстве с ИИ Скайнет в эпоху киберпанка: книга о сверхразуме, написанная в соавторстве с ИИ

Отрывок из книги «Скайнет в эпоху киберпанка»

Forbes
Ученые покопались в архивах музея и нашли неопознанные останки Ученые покопались в архивах музея и нашли неопознанные останки

Сотрудники музея обнаружили в архивах останки плиозавра

ТехИнсайдер
В IT в доверие: как молодые преподаватели решат проблему подготовки айтишников В IT в доверие: как молодые преподаватели решат проблему подготовки айтишников

Как ассистенты преподавателей помогут индустрии IT утолить кадровый голод

Forbes
Один фут — и она «супер» Один фут — и она «супер»

Грань, разделяющая суперъяхту и просто крупное прогулочное судно, весьма условна

Y Magazine
33 совета, которые спасут ваш отпуск 33 совета, которые спасут ваш отпуск

Потратьте немного времени и продумайте аптечку в путешествие

Новый очаг
Ответственность за цепочки пузырьков в шампанском возложили на ПАВ Ответственность за цепочки пузырьков в шампанском возложили на ПАВ

Почему всплывающие в газированном напитке пузыри выстраиваются в ровные цепочки

N+1
«Олейну» разливает новый собственник «Олейну» разливает новый собственник

Последний российский актив Bunge продан с 50 %-ным дисконтом

Агроинвестор
Правда о переломившемся времени Правда о переломившемся времени

«Смерть Вазир-Мухтара»: Александр Грибоедов как архетип несбывшегося человека

Weekend
Осьминогу приснились кошмары Осьминогу приснились кошмары

Не только людям могут сниться кошмары

N+1
Обновление классики: к 5 языкам любви добавились еще два Обновление классики: к 5 языкам любви добавились еще два

Как выразить любовь вашему спутнику?

VOICE
Что нужно знать о легендарном фотографе Ричарде Аведоне Что нужно знать о легендарном фотографе Ричарде Аведоне

Показываем знаковые работы модного фотографа Ричарда Аведоне

Правила жизни
6 книг для тех, кто любит историю 6 книг для тех, кто любит историю

Шесть книг, которые помогут лучше разобраться в событиях двух последних столетий

СНОБ
До «Мира» и МКС: как орбитальная станция «Скайлэб» помогла расширить знания о космосе До «Мира» и МКС: как орбитальная станция «Скайлэб» помогла расширить знания о космосе

Увлекательная история орбитальной станции «Скайлэб»

Вокруг света
«Кроссовки продаются вместе с Тицианом»: Екатерина Макдугалл о современных аукционах «Кроссовки продаются вместе с Тицианом»: Екатерина Макдугалл о современных аукционах

Зачем аукционные дома выстраивают вокруг себя целые экосистемы

Forbes
Миссионер, исследователь и борец с работорговлей: как Давид Ливингстон открыл миру внутреннюю Африку Миссионер, исследователь и борец с работорговлей: как Давид Ливингстон открыл миру внутреннюю Африку

Давид Ливингстон был бродячим проповедником и нес африканцам весть христианства

Вокруг света
Открыть в приложении