Из Москвы в Сочи: где отдыхали россияне в новогодние праздники
Гостиницы Москвы и Санкт-Петербурга недосчитались почти половины клиентов, хоть и снизили цены на 10-15%. А вот загородные и курортные отели получили близкую к стопроцентной загрузку. Средний чек в Сочи вырос на 40-45%
К Новому году внутренний турист начал готовиться заранее. «Было очевидно, что эпидемиологического чуда к концу года не произойдет, поэтому, вспоминая летний отдых, люди активно начали задумываться о встрече Нового года, — рассказывает Яна Уханова, руководитель департамента гостиничного бизнеса JLL. — Все курортные направления бронировались уже начиная с конца августа-начала сентября. К середине ноября было достаточно проблематично найти доступные варианты».
Задолго до праздника начались бронирования и в городских отелях. По данным компании «Киевская площадь» миллиардеров Года Нисанова и Зараха Илиева, 40% номерного фонда их гостиниц — Radisson Collection Hotel (гостиница «Украина»), «Radisson Славянская» — забронировали еще в октябре.
Однако дальнейшая судьба городских и курортных отелей сложилась по-разному. В ноябре мэра Москвы Сергея Собянина называют «похитителем Нового года» — он отменяет массовые новогодние гуляния и продлевает ограничения для ресторанов и баров, работающих до 23.00, до 15 января. Разные ограничения ввели на праздники и главы других крупных городов: шумные вечеринки и массовые гуляния попали под запрет.
Это напрямую сказалось на показателях городских гостиниц. «В прошлом году в столице загрузка международных брендированных гостиниц была на уровне 70-78%, в Санкт-Петербурге до 65-75%. В эти новогодние праздники загрузка на 40-45% ниже — и в Москве, и в Санкт-Петербурге», — говорит руководитель гостиничных проектов отдела гостиничного консалтинга JLL Ангелина Самадова. По данным руководителя департамента гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield Марины Смирновой, в 2020 году в Москве загрузка была 100%. «В столицу [тогда] поехали все», — говорит эксперт. А в этот раз если и приезжали, то атмосфера была не та.
Некоторые из опрошенных Forbes владельцев городских гостиниц, впрочем, все равно благодарны праздникам — без них было бы еще хуже. «Новогодний период 2020-2021 мы можем назвать успешным. В праздники в среднем загрузка была больше прошлогодней на 2% (данные по гостинице «Radisson Славянская»). В некоторые даты, например, 3 января, совсем не было свободных мест», — говорит представитель компании «Киевская площадь». У другого отеля «Киевской площади», Radisson Collection Hotel (бывшая гостиница «Украина»), в Новый год дела тоже шли неплохо. «В декабре загрузка была на 22% меньше, чем в прошлом году, — признается генеральный менеджер Radisson Collection Hotel Moscow Станислав Кондов. — Но во время каникул этого года мы увидели загрузку на 11% выше прошлогодней при более низком показателе средней стоимости аналогичного периода 2020 года. Средний чек в лобби-баре вырос, хотя бар и закрывался в 23:00. Также порадовал и увеличившийся чек за индивидуальное обслуживание в номерах».