История Luxottica: как сирота из Милана стал первым итальянцем на Уолл-Стрит и купил Ray-Ban
Luxottica — самый крупный производитель очков и линз в мире. Основателя компании — 85-летнего Леонардо Дель Веккьо — называют «одним из последних патриархов итальянского капитализма», а состояние Дель Веккьо оценивается в $24,7 млрд.
Детство и первая работа
Леонардо Дель Веккьо родился в бедной семье в Милане в 1935 году. Он был младшим из четырёх детей. Отец будущего предпринимателя, родом с юга Италии, умер до его рождения. Мальчика назвали в честь папы — Леонардо.
Трёх старших братьев мать воспитывала сама, но средств на младшего после смерти отца не осталось. Леонардо отправили в католический приют Martinitt, где он жил до 14 лет.
После приюта Дель Веккьо работал подмастерьем гравёра по металлу в компании по производству медалей Johnson. По вечерам он учился дизайну и гравюре в престижной Академии Брера в Милане. Обучение там было обязательным условием работы в Johnson.
«В те времена было совсем по-другому — это сейчас на работе тебя уважают. Тогда, если ты был подмастерьем, никто тебя даже по имени не называл», — рассказывал Дель Веккьо.
Через три с половиной года в подмастерьях Дель Веккьо ушел из Johnson. Друг пригласил его стать главным гравёром в небольшой компании по производству деталей очков в Милане, и тот согласился. На этой должности Дель Веккьо познакомился с компаниями-производителями очков — он поставлял им детали.
Начало бизнеса: от маленькой мастерской до международной выставки в Милане
В начале 1960-х из альпийского города Агордо начали уезжать жители: закрылась шахта. Тогда местные власти решили бесплатно раздавать землю семьям и предпринимателям, готовым переехать туда работать. Дель Веккьо ухватился за этот шанс и в 1961 году получил участок. Там он открыл производство деталей для очков.
«Только в 26 лет можно найти смелость сделать что-то подобное. Встань передо мной этот выбор сейчас, я бы этого точно не сделал», — вспоминает Дель Веккьо.
С того момента компания стала главным делом его жизни: Дель Веккьо построил по соседству с мастерской дом для семьи, чтобы не терять время на дорогу, и начинал работать в три утра.
Я всегда ненавидел зависеть от других людей. И всегда предпочитал иметь что-то пусть небольшое, но своё. Леонардо Дель Веккьо
Одним из клиентов Дель Веккьо был производитель очков Metalflex. Его фабрика была главным поставщиком деталей для компании, и вскоре Дель Веккьо предложил Metalflex вместе создать новую фирму.
Компанию в равных долях основали три акционера: два представителя Metalflex и Дель Веккьо. Фирму назвали Luxottica (от итальянских слов «luce» — свет и «ottica» — оптика). Но быть поставщиком деталей Дель Веккьо скоро надоело: он хотел выпускать очки собственного бренда.
Он предложил партнёрам из Metalflex продавать очки под брендом Luxottica, но те отказались. Тогда Дель Веккьо выкупил их доли, и компания полностью перешла в его собственность. В 1967-м фирма начала производить не только детали, но и очки для зрения с металлическими и ацетатными оправами (тип пластика — vc.ru).
«Мы собрали вручную семь-восемь моделей из металла буквально за 20 дней и приехали на MIDO (Международную выставку оптики в Милане – vc.ru). Так и началась настоящая история Luxottica», — припоминал Дель Веккьо.
Очки имели успех: «В первый день мы продавали оправы за 700 лир. Успех был такой, что мы сразу же подняли цену до 1100 лир. Через три дня продавали уже за 1800».
Оптика бренда стала популярной, и спустя четыре года Дель Веккьо сосредоточился на очках и перестал производить детали для других компаний.
Вместе с тем Дель Веккьо постоянно инвестировал в новые разработки, дизайн и технологии. Например, в 1970-е он приобрел патент на гибкие шарниры, чтобы оправы адаптировались к размерам лица.
Развитие бизнеса и выход на международный рынок
В начале 1970-х годов Luxottica продавала очки исключительно через независимых дистрибьюторов. В 1974 году, спустя пять лет работы с посредниками, Дель Веккьо решил продавать напрямую, через сети магазинов. Тут же Luxottica купила Scarrone S.p.A, крупного дистрибьютора на итальянском рынке. В 1981-м производитель открыл дочернюю компанию в Германии.
В том же году Luxottica купила дистрибьютора оптики Avant-garde, чтобы расшириться на американском рынке. Для поглощения Дель Веккьо взял кредит, который вернул уже спустя год, так хорошо в компании шли дела. После покупки Avant-garde доля Luxottica на американском рынке выросла с 2% до 7%.
В конце 1980-х и в 1990-е Дель Веккьо воспользовался новым трендом: модные бренды начали интересоваться аксессуарами. Он увидел шанс в том, что очки из инструмента для коррекции зрения превращаются в стильную вещь.