Как эволюционировал балетный костюм в России

Культура.РФИстория

История балетного костюма

Балетный костюм в России за 300 лет эволюционировал от кринолинов и камзолов до полупрозрачных трико и бандажей. Рассказываем, как появились первые юбки-пачки, кто из мужчин танцевал на пуантах и в каком балете артисты выступали в картонных коробках.

Автор: Лидия Туляганова

0:00 /
680.442
Лоран Карс. Танцовщица Мари-Анн де Камарго (фрагмент). С оригинала Николя Ланкре 1730 года. 1750–1753. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва

Барочные наряды

Первые балеты в России не были самостоятельными представлениями. В XVII веке их показывали между актами драматической пьесы — сценами, или сеньями. Балеты тогда так и назывались — междусенья. Движения почти не отличались от элементов традиционных бальных танцев, а костюмы исполнителей по фасону напоминали обычные для того времени праздничные наряды. Отличала их только излишняя, «театральная» отделка: воланы, сборки и россыпь камней. Представления старались обставить помпезно, торжественно, с множеством декораций и передвижных элементов.

Для женских ролей, которые часто исполняли юноши, использовали длинные платья на специальном куполообразном каркасе и с несколькими подъюбниками, а для мужских — расшитые камзолы и панталоны. Танцовщики надевали модные в то время туфли на каблуках, делали высокие сложные прически и носили вычурные головные уборы.

Следуя придворному этикету, старательно и неловко шаркая ножками, танцовщицы выступали в длинных юбках, под которые пододевали каркасы, чтобы юбки распускались широким колоколом. Туфли на каблуках, тяжелые головные уборы, парики завершали неудобный костюм, сравнительно долго сдерживающий развитие техники танца. Искусствовед Татьяна Портнова. Из книги «Эволюция балетного костюма»

Костюмы часто не соответствовали ролям: художники создавали их, не зная содержания балета, телосложения актера и танца, который ему придется исполнять.

Первые костюмы для определенной роли появились в начале XVIII века, когда балет стал отдельным представлением. Усложнилась хореография, из-за этого мужские сценические одежды становились легче, а женские — еще и более открытыми.

Впервые укороченную юбку использовала в Париже в 1730 году французская танцовщица Мари-Анн Камарго. Новое платье открывало щиколотки балерины. Камарго дополнила свой танец двумя новыми элементами. В прыжке антраша балерина быстро перекрещивала ноги в воздухе, а в прыжке кабриоль — отводила ногу назад. Камарго гастролировала и на сцене Императорских театров, поэтому моду на подобные платья переняли русские танцовщицы.

Ампир

В начале XIX веке в моду вошел стиль ампир с легкими, полупрозрачными платьями. Танцовщицы стали отказываться от стягивающих корсетов, которые мешали движениям. Громоздкие костюмы на кринолинах сменились струящимися сценическими нарядами, которые шили по подобию древнегреческих одеяний — туник. Туфли на каблуках постепенно заменили сандалиями на манер древнеримских или атласной обувью на плоской подошве. Ее крепили на ногах с помощью длинных изящных лент — так появились пуанты.

Балерина Мария Данилова в роли Психеи в балете Шарля Дидло «Амур и Психея». Изображение: musicseasons.org

В костюмах в стиле ампир выступала известная русская балерина Евдокия Истомина, которой посвящал строки Александр Пушкин.

Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет.

Александр Пушкин. Из романа «Евгений Онегин»

Самым успешным балетом с участием Истоминой стал спектакль «Зефир и Флора», где танцовщица сыграла богиню цветов. Его поставил в 1818 году балетмейстер Шарль Дидло. Истомина танцевала в пышном платье — но без кринолина — и с цветочным венком на голове.

Балерина Евдокия Истомина в роли Флоры в балете Шарля Дидло «Зефир и Флора». Изображение: 7iskusstv.com

Главные партии в балетах Дидло исполняла и другая балерина — Мария Данилова. В спектакле с ее участием, «Амур и Психея», впервые появились сложные механические декорации. Тогда художники создали платье, в котором спрятали специальное крепление: с помощью тросов балерину поднимали над сценой. По одной из версий, это платье стало причиной ее гибели. Во время репетиций механизм дал сбой — тросы резко натянулись, и Данилова получила травму.

Истоминой и Даниловой приписывают первый на русской сцене танец на пальцах ног.

Первая пачка и танцы на пуантах

Со временем костюмы становились еще более открытыми. В наряде, который сегодня принято называть пачкой, впервые станцевала итальянка Мария Тальони в 1832 году. Пачка представляла собой многослойную юбку, закрепленную на корсаже. Корсаж застегивали сзади на крючки и затягивали лентами. Юбку шили из воздушной ткани или марли.

Мария Тальони в роли Сильфиды. Изображение: allposters.com

В пачке Тальони сыграла роль Сильфиды в одноименном балете на сцене Гранд-Опера. Хоть наряд и прикрывал колени балерины, первое время его считали неприлично коротким. Пачки использовали и в России, в романтических балетах Мариуса Петипа. Балетмейстер усовершенствовал хореографию в спектаклях: добавил сложные прыжки, вращения — пируэты, фуэте. Юбки стали еще короче.

Тогда же, в «Сильфиде», Тальони впервые показала танец на пуантах — для этого туфли снабдили твердым носком с плоским окончанием. Балерины поднимались на кончики пальцев и до Тальони, но именно она продемонстрировала цельную композицию, а не отдельные элементы. В 1839 году танцовщица вместе с отцом, балетмейстером Филиппо Тальони, приехала в Петербург. За два года в России она выступила в 105 балетах.

Литография деревни. Мария Тальони в роли Сильфиды. Изображение: balet.academic.ru

На пуанты в XIX веке вставали и мужчины. Подобные элементы демонстрировал танцовщик Николай Домашев в балете Хосе Мендеса «Приключения Флика и Флока». Спектакль показывали в 1888–1889 годах на сцене Большого театра.

Авангард и современные костюмы

В начале XX века балетные наряды стали еще смелее. В 1911 году танцовщик Вацлав Нижинский впервые вышел на сцену в облегающем трико. Это стоило ему должности в Императорском театре: императрица Мария Федоровна присутствовала на балете и оскорбилась внешним видом премьера.

Для балета «Парад» в антрепризе Сергея Дягилева в 1917 году Пабло Пикассо создал наряды из картонных коробок разных цветов. Такое одеяние позволяло танцовщикам совершать минимум движений — и весьма примитивных. Премьера балета прошла со скандалом, некоторые зрители даже выкрикивали «Смерть русским!». Для главного героя в балете Артюра Онеггера «Икар» Сальвадор Дали предложил костыль вместо крыла и муху на проволоке вместо головного убора. Однако балетмейстер Серж Лифарь, который ставил спектакль, отказался от этой идеи в пользу более лиричного костюма.

Пабло Пикассо. Костюмы для балета Сергея Дягилева «Парад». Фото: legacy-time.ru

Балерины облачались и в привычные пачки, и в смелые стилизованные наряды — восточные костюмы в «Шахеразаде» Николая Римского-Корсакова, этнические комплекты в «Весне священной» Игоря Стравинского.

Позже чем техничнее становился танец, тем проще одевали танцовщиков. В балетах Джорджа Баланчина, которые отличались сложной хореографией и высоким темпом, балерины и солисты облачались в обтягивающее трико. Сам балетмейстер говорил: «Нужно отбросить сюжет, обойтись без декораций и пышных костюмов. Тело танцовщика — его главный инструмент, его должно быть видно».

Майя Плисецкая в роли Одетты в балете Петра Чайковского «Лебединое озеро». 1949. Москва. Фото: Семен Мишин-Моргенштерн / Мультимедиа Арт Музей, Москва

Во второй половине XX века на европейской сцене и в США мужчины могли выступать в одном бандаже, который больше походил на нижнее белье. «Невозвращенец» Рудольф Нуреев в спектакле «Спящая красавица» в Национальном балете Канады и вовсе предстал обнаженным в одной из сцен. В СССР выходили на сцену в бандаже, трико и штанах-ватонах или кюлотах, которые обтягивали только бедра. Открытые мужские костюмы можно было увидеть в балете «Спартак» — танцовщики выступали в набедренных повязках и с элементами доспехов.

В наши дни костюмеры не ограничиваются определенным фасоном, но в классических балетах используют традиционные костюмы.

Марис Лиепа в роли Красса в балете Юрия Григоровича «Спартак». 1970-е. Фото: Юрий Садовников / Мультимедиа Арт Музей, Москва

В «Лебедином озере» и «Спящей красавице» балерины танцуют в коротких пачках. Вид юбки зависит от роста танцовщицы, длины ее ног и их формы. Пачка может быть плоской и держаться параллельно полу, а может быть с пышным низом и слегка опущена. В «Шопениане» или «Сильфидах» по-прежнему выходят на сцену в «шопенках» — воздушных пачках ниже колен. Пышную юбку до колена можно увидеть и в «Жизели», а Джульетту из «Ромео и Джульетты» танцуют в хитоне — струящемся однослойном платье. Мужские партии в классических балетах исполняют в трико и колете — верхней части костюма. Колет застегивается сзади, но иногда, чтобы он не расстегнулся, его зашивают прямо на артисте.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Москвичи» в кинематографе «Москвичи» в кинематографе

Какую роль сыграли «Москвичи» в любимых кинолентах?

Культура.РФ
«Сохранить товарный вид»: проблема эйджизма касается каждого «Сохранить товарный вид»: проблема эйджизма касается каждого

Как эйджизм мешает нам жить

Psychologies
Для чего просвещенный бельгийский монарх Леопольд II устроил апокалипсис в Африке Для чего просвещенный бельгийский монарх Леопольд II устроил апокалипсис в Африке

Как король бельгийцев завоёвывал Африку

Forbes
Извержение Везувия 2000 лет назад законсервировало церемониальную повозку древних римлян Извержение Везувия 2000 лет назад законсервировало церемониальную повозку древних римлян

На раскопках обнаружена хорошо сохранившаяся в окаменевшем пепле повозка

N+1
От жуткого хоррора до ироничной пародии: как кино переосмысливает классические сказки на новый лад От жуткого хоррора до ироничной пародии: как кино переосмысливает классические сказки на новый лад

Оригинальные проекты, переосмысливающие классические сказки в неожиданном ключе

Правила жизни
Что мы узнали о BitClout — новой соцсети с криптовалютой и знаменитостями Что мы узнали о BitClout — новой соцсети с криптовалютой и знаменитостями

К чему приведет появление BitClout и какую роль в нем играют звезды?

РБК
Журналистки Саша Сулим и Таисия Бекбулатова — о том, как разговаривать с маньяками и рассказывать их истории Журналистки Саша Сулим и Таисия Бекбулатова — о том, как разговаривать с маньяками и рассказывать их истории

Интервью скопинского маньяка Виктора Мохова Ксении Собчак породило дискуссию

Esquire
Боюсь, что близость с мамой разрушает мою жизнь Боюсь, что близость с мамой разрушает мою жизнь

У глубокой привязанности может быть оборотная сторона — созависимость

Psychologies
Хороший и плохой сахар: как работает сахароза, фруктоза и глюкоза Хороший и плохой сахар: как работает сахароза, фруктоза и глюкоза

Если вы давно мечтаете отказаться от сахара, то нужно понять, каким он бывает

Популярная механика
В чем сила, Джек? В чем сила, Джек?

Как история одной бандитской разборки рассказала о крахе Британской империи

Weekend
В чем разница между любовью и дружбой? В чем разница между любовью и дружбой?

Как понять, что мы испытываем к другому — любовь или дружбу?

Psychologies
Новые космические бизнесы: Евгений Кузнецов Новые космические бизнесы: Евгений Кузнецов

«Космические разработки касаются каждого»

Esquire
«Заряженная» версия и салон из переработанных бутылок. Kia представила электромобиль EV6 «Заряженная» версия и салон из переработанных бутылок. Kia представила электромобиль EV6

Каким получился электромобиль от Kia?

Популярная механика
Правила жизни Глеба Павловского Правила жизни Глеба Павловского

Правила жизни политтехнолога Глеба Павловского

Esquire
7 экологичных способов использования кофейной гущи 7 экологичных способов использования кофейной гущи

Кофейная гуща — полезный и универсальный продукт

РБК
Ученые подтвердили преобладание выбросов парниковых газов в тропиках Амазонки Ученые подтвердили преобладание выбросов парниковых газов в тропиках Амазонки

Переломный момент для эмиссии углекислого газа наступил еще в 2007 году

N+1
9 блюд, которые нельзя заказывать в ресторанах, по мнению шеф-поваров 9 блюд, которые нельзя заказывать в ресторанах, по мнению шеф-поваров

На что не стоит тратить деньги и желудочный сок

Maxim
«Во сне я без страха пою и танцую»: рассказ об Исламской революции в Алжире через истории женщин «Во сне я без страха пою и танцую»: рассказ об Исламской революции в Алжире через истории женщин

«Лапочка» — первый полный метр франко-алжирского режиссера Мунии Меддур

Forbes
Автомобиль от Apple может стать проблемой для Илона Маска Автомобиль от Apple может стать проблемой для Илона Маска

Что ждет Apple, если они все-таки попробует зайти на автомобильный рынок

GQ
Невесты-рекордсменки: голливудские звезды с наибольшим количеством браков Невесты-рекордсменки: голливудские звезды с наибольшим количеством браков

Эти знаменитые актрисы пробовали себя в роли жен множество раз

Cosmopolitan
Гельмут, где ты был? История эсэсовца, которого до сих пор преследуют в Канаде и России Гельмут, где ты был? История эсэсовца, которого до сих пор преследуют в Канаде и России

О бывшем эсэсовце и о том, как расследуют преступления, совершенные очень давно

СНОБ
Тюрьма Сугамо: культура забвения Тюрьма Сугамо: культура забвения

История первой в Японии тюрьмы, устроенной по европейскому образцу

Дилетант
Крылатые субмарины: подводные истребители и авианосцы Крылатые субмарины: подводные истребители и авианосцы

Если есть автомобиль-амфибия, почему бы не научить самолет погружаться под воду?

Популярная механика
Понятка, или Как выглядит идеология гопников у власти Понятка, или Как выглядит идеология гопников у власти

Гопничество — религия российской власти, понятка — идеологическая модель

СНОБ
10 самых дорогих фотографий в истории 10 самых дорогих фотографий в истории

Фото на любой кошелек! От миллиона до четырех миллионов долларов!

Maxim
Русская душою Русская душою

Как много у фольклорной героини общего с современной русской красавицей

Grazia
Распятие на кресте, секретный остров в стиле «Пилы» и еще десять безумных наказаний за жульничество в видеоиграх Распятие на кресте, секретный остров в стиле «Пилы» и еще десять безумных наказаний за жульничество в видеоиграх

Наказания для читеров: от крайне жестоких до забавных и милых

Популярная механика
Пять самых древних пород собак Пять самых древних пород собак

Что могло пойти не так на пути от волка к шарпею и какие породы возникли первыми

Maxim
«Это что, заболевание, требующее лечения?» Узнали у депутата от «Единой России», зачем нужно запрещать аборты в частных клиниках «Это что, заболевание, требующее лечения?» Узнали у депутата от «Единой России», зачем нужно запрещать аборты в частных клиниках

Депутат Владимир Крупенников — о запрете абортов в России

СНОБ
Детские ценности. Как ложь стала причиной вспышки религиозной вражды Детские ценности. Как ложь стала причиной вспышки религиозной вражды

Вся цепочка событий, приведшая к трагедии, основывалась на выдумке

СНОБ
Открыть в приложении