Как эволюционировал балетный костюм в России

Культура.РФИстория

История балетного костюма

Балетный костюм в России за 300 лет эволюционировал от кринолинов и камзолов до полупрозрачных трико и бандажей. Рассказываем, как появились первые юбки-пачки, кто из мужчин танцевал на пуантах и в каком балете артисты выступали в картонных коробках.

Автор: Лидия Туляганова

0:00 /
680.442
Лоран Карс. Танцовщица Мари-Анн де Камарго (фрагмент). С оригинала Николя Ланкре 1730 года. 1750–1753. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва

Барочные наряды

Первые балеты в России не были самостоятельными представлениями. В XVII веке их показывали между актами драматической пьесы — сценами, или сеньями. Балеты тогда так и назывались — междусенья. Движения почти не отличались от элементов традиционных бальных танцев, а костюмы исполнителей по фасону напоминали обычные для того времени праздничные наряды. Отличала их только излишняя, «театральная» отделка: воланы, сборки и россыпь камней. Представления старались обставить помпезно, торжественно, с множеством декораций и передвижных элементов.

Для женских ролей, которые часто исполняли юноши, использовали длинные платья на специальном куполообразном каркасе и с несколькими подъюбниками, а для мужских — расшитые камзолы и панталоны. Танцовщики надевали модные в то время туфли на каблуках, делали высокие сложные прически и носили вычурные головные уборы.

Следуя придворному этикету, старательно и неловко шаркая ножками, танцовщицы выступали в длинных юбках, под которые пододевали каркасы, чтобы юбки распускались широким колоколом. Туфли на каблуках, тяжелые головные уборы, парики завершали неудобный костюм, сравнительно долго сдерживающий развитие техники танца. Искусствовед Татьяна Портнова. Из книги «Эволюция балетного костюма»

Костюмы часто не соответствовали ролям: художники создавали их, не зная содержания балета, телосложения актера и танца, который ему придется исполнять.

Первые костюмы для определенной роли появились в начале XVIII века, когда балет стал отдельным представлением. Усложнилась хореография, из-за этого мужские сценические одежды становились легче, а женские — еще и более открытыми.

Впервые укороченную юбку использовала в Париже в 1730 году французская танцовщица Мари-Анн Камарго. Новое платье открывало щиколотки балерины. Камарго дополнила свой танец двумя новыми элементами. В прыжке антраша балерина быстро перекрещивала ноги в воздухе, а в прыжке кабриоль — отводила ногу назад. Камарго гастролировала и на сцене Императорских театров, поэтому моду на подобные платья переняли русские танцовщицы.

Ампир

В начале XIX веке в моду вошел стиль ампир с легкими, полупрозрачными платьями. Танцовщицы стали отказываться от стягивающих корсетов, которые мешали движениям. Громоздкие костюмы на кринолинах сменились струящимися сценическими нарядами, которые шили по подобию древнегреческих одеяний — туник. Туфли на каблуках постепенно заменили сандалиями на манер древнеримских или атласной обувью на плоской подошве. Ее крепили на ногах с помощью длинных изящных лент — так появились пуанты.

Балерина Мария Данилова в роли Психеи в балете Шарля Дидло «Амур и Психея». Изображение: musicseasons.org

В костюмах в стиле ампир выступала известная русская балерина Евдокия Истомина, которой посвящал строки Александр Пушкин.

Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет.

Александр Пушкин. Из романа «Евгений Онегин»

Самым успешным балетом с участием Истоминой стал спектакль «Зефир и Флора», где танцовщица сыграла богиню цветов. Его поставил в 1818 году балетмейстер Шарль Дидло. Истомина танцевала в пышном платье — но без кринолина — и с цветочным венком на голове.

Балерина Евдокия Истомина в роли Флоры в балете Шарля Дидло «Зефир и Флора». Изображение: 7iskusstv.com

Главные партии в балетах Дидло исполняла и другая балерина — Мария Данилова. В спектакле с ее участием, «Амур и Психея», впервые появились сложные механические декорации. Тогда художники создали платье, в котором спрятали специальное крепление: с помощью тросов балерину поднимали над сценой. По одной из версий, это платье стало причиной ее гибели. Во время репетиций механизм дал сбой — тросы резко натянулись, и Данилова получила травму.

Истоминой и Даниловой приписывают первый на русской сцене танец на пальцах ног.

Первая пачка и танцы на пуантах

Со временем костюмы становились еще более открытыми. В наряде, который сегодня принято называть пачкой, впервые станцевала итальянка Мария Тальони в 1832 году. Пачка представляла собой многослойную юбку, закрепленную на корсаже. Корсаж застегивали сзади на крючки и затягивали лентами. Юбку шили из воздушной ткани или марли.

Мария Тальони в роли Сильфиды. Изображение: allposters.com

В пачке Тальони сыграла роль Сильфиды в одноименном балете на сцене Гранд-Опера. Хоть наряд и прикрывал колени балерины, первое время его считали неприлично коротким. Пачки использовали и в России, в романтических балетах Мариуса Петипа. Балетмейстер усовершенствовал хореографию в спектаклях: добавил сложные прыжки, вращения — пируэты, фуэте. Юбки стали еще короче.

Тогда же, в «Сильфиде», Тальони впервые показала танец на пуантах — для этого туфли снабдили твердым носком с плоским окончанием. Балерины поднимались на кончики пальцев и до Тальони, но именно она продемонстрировала цельную композицию, а не отдельные элементы. В 1839 году танцовщица вместе с отцом, балетмейстером Филиппо Тальони, приехала в Петербург. За два года в России она выступила в 105 балетах.

Литография деревни. Мария Тальони в роли Сильфиды. Изображение: balet.academic.ru

На пуанты в XIX веке вставали и мужчины. Подобные элементы демонстрировал танцовщик Николай Домашев в балете Хосе Мендеса «Приключения Флика и Флока». Спектакль показывали в 1888–1889 годах на сцене Большого театра.

Авангард и современные костюмы

В начале XX века балетные наряды стали еще смелее. В 1911 году танцовщик Вацлав Нижинский впервые вышел на сцену в облегающем трико. Это стоило ему должности в Императорском театре: императрица Мария Федоровна присутствовала на балете и оскорбилась внешним видом премьера.

Для балета «Парад» в антрепризе Сергея Дягилева в 1917 году Пабло Пикассо создал наряды из картонных коробок разных цветов. Такое одеяние позволяло танцовщикам совершать минимум движений — и весьма примитивных. Премьера балета прошла со скандалом, некоторые зрители даже выкрикивали «Смерть русским!». Для главного героя в балете Артюра Онеггера «Икар» Сальвадор Дали предложил костыль вместо крыла и муху на проволоке вместо головного убора. Однако балетмейстер Серж Лифарь, который ставил спектакль, отказался от этой идеи в пользу более лиричного костюма.

Пабло Пикассо. Костюмы для балета Сергея Дягилева «Парад». Фото: legacy-time.ru

Балерины облачались и в привычные пачки, и в смелые стилизованные наряды — восточные костюмы в «Шахеразаде» Николая Римского-Корсакова, этнические комплекты в «Весне священной» Игоря Стравинского.

Позже чем техничнее становился танец, тем проще одевали танцовщиков. В балетах Джорджа Баланчина, которые отличались сложной хореографией и высоким темпом, балерины и солисты облачались в обтягивающее трико. Сам балетмейстер говорил: «Нужно отбросить сюжет, обойтись без декораций и пышных костюмов. Тело танцовщика — его главный инструмент, его должно быть видно».

Майя Плисецкая в роли Одетты в балете Петра Чайковского «Лебединое озеро». 1949. Москва. Фото: Семен Мишин-Моргенштерн / Мультимедиа Арт Музей, Москва

Во второй половине XX века на европейской сцене и в США мужчины могли выступать в одном бандаже, который больше походил на нижнее белье. «Невозвращенец» Рудольф Нуреев в спектакле «Спящая красавица» в Национальном балете Канады и вовсе предстал обнаженным в одной из сцен. В СССР выходили на сцену в бандаже, трико и штанах-ватонах или кюлотах, которые обтягивали только бедра. Открытые мужские костюмы можно было увидеть в балете «Спартак» — танцовщики выступали в набедренных повязках и с элементами доспехов.

В наши дни костюмеры не ограничиваются определенным фасоном, но в классических балетах используют традиционные костюмы.

Марис Лиепа в роли Красса в балете Юрия Григоровича «Спартак». 1970-е. Фото: Юрий Садовников / Мультимедиа Арт Музей, Москва

В «Лебедином озере» и «Спящей красавице» балерины танцуют в коротких пачках. Вид юбки зависит от роста танцовщицы, длины ее ног и их формы. Пачка может быть плоской и держаться параллельно полу, а может быть с пышным низом и слегка опущена. В «Шопениане» или «Сильфидах» по-прежнему выходят на сцену в «шопенках» — воздушных пачках ниже колен. Пышную юбку до колена можно увидеть и в «Жизели», а Джульетту из «Ромео и Джульетты» танцуют в хитоне — струящемся однослойном платье. Мужские партии в классических балетах исполняют в трико и колете — верхней части костюма. Колет застегивается сзади, но иногда, чтобы он не расстегнулся, его зашивают прямо на артисте.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Большой Эрмитаж Большой Эрмитаж

«Мадонна Литта» Леонардо да Винчи и «Христос-Вседержитель» Тициана

Культура.РФ
Сама себе враг: как мизогиния в женской среде мешает карьере не меньше гендерной дискриминации Сама себе враг: как мизогиния в женской среде мешает карьере не меньше гендерной дискриминации

Что делает конкуренцию между женщинами токсичной

Forbes
Выбросил пилота из кабины и сам приземлился: чем удивляет первый бесхвостый бомбардировщик «Жар-птица» Выбросил пилота из кабины и сам приземлился: чем удивляет первый бесхвостый бомбардировщик «Жар-птица»

К-12: «эта машина явилась прототипом всех современных сверхзвуковых самолетов»

ТехИнсайдер
Как защитить личные данные в интернете Как защитить личные данные в интернете

Правила кибербезопасности

GQ
«О началах и концах света: Рождение и гибель мира в мифологии, религии и науке» «О началах и концах света: Рождение и гибель мира в мифологии, религии и науке»

Когда наш мир утонет в расплавленном металле

N+1
Бьюти-гид для ленивых: 10 секретов быстрого ухода за собой Бьюти-гид для ленивых: 10 секретов быстрого ухода за собой

Быстрее, проще, эффективнее — стань красивее, пока играет любимая песня!

Cosmopolitan
Письмо на бумаге помогает лучше запоминать информацию, чем заметки на смартфоне, доказали нейробиологи Письмо на бумаге помогает лучше запоминать информацию, чем заметки на смартфоне, доказали нейробиологи

Письмо на бумаге лучше активизирует мозг и помогает эффективнее запоминать

Inc.
Подробная инструкция, как дожить до 130 лет Подробная инструкция, как дожить до 130 лет

Что нужно делать, чтобы задуть 130 свечей на торте самостоятельно

Maxim
Семейные тайны и фиктивные браки: главные стереотипы турецких сериалов Семейные тайны и фиктивные браки: главные стереотипы турецких сериалов

Шаблоны турецких сериалов, искажающие представление о турецкой культуре

Cosmopolitan
Как женщины начали шутить и почему никак не могут остановиться? Как женщины начали шутить и почему никак не могут остановиться?

Откуда растут ноги женского стендапа в России, почему женский юмор такой смешной

Cosmopolitan
Страдания юных веганов Страдания юных веганов

Хроника мучений первых вегетарианцев в России

Weekend
К черту девушек с обложки! Пять героинь сериалов, в которых ты узнаешь себя К черту девушек с обложки! Пять героинь сериалов, в которых ты узнаешь себя

Мы вообще не обязаны всегда быть успешными, красивыми и правильными

Cosmopolitan
Вышел Valheim — симулятор выживания о викингах. Рассказываем, как никому не известная игра неожиданно стала мировым хитом Вышел Valheim — симулятор выживания о викингах. Рассказываем, как никому не известная игра неожиданно стала мировым хитом

Почему в survival-игру о викингах играют сотни тысяч игроков?

Esquire
Кажется, Netflix убивает комедийный жанр Кажется, Netflix убивает комедийный жанр

Провал сериала «Космические силы» не был случайностью

GQ
Кинодельни России Кинодельни России

Места России, где снимали лучшие отечественные сериалы

GQ
Каланы защитили от морских ежей остатки калифорнийских водорослевых лесов Каланы защитили от морских ежей остатки калифорнийских водорослевых лесов

Возможно, каланы помогут лесам восстановиться на участках, где те исчезли

N+1
Крылатые субмарины: подводные истребители и авианосцы Крылатые субмарины: подводные истребители и авианосцы

Если есть автомобиль-амфибия, почему бы не научить самолет погружаться под воду?

Популярная механика
Устал — отжался! Как стать самой сильной версией себя за 3 часа в неделю Устал — отжался! Как стать самой сильной версией себя за 3 часа в неделю

Используя легендарную методику постистощения, ты станешь сильнее, чем когда-либо

Maxim
Новая деловая культура: как бизнес-клубы помогают расти предпринимателям и зачем в них вступать Новая деловая культура: как бизнес-клубы помогают расти предпринимателям и зачем в них вступать

Рынок сегодня предлагает множество вариантов объединения в деловые клубы

Inc.
Неземная красота Неземная красота

Как космические технологии меняют индустрию красоты

Cosmopolitan
Родила 69 детей, ушла от мужа: кем была самая многодетная россиянка Родила 69 детей, ушла от мужа: кем была самая многодетная россиянка

История россиянки Валентины Васильевой, которая к 40 годам родила 69 детей

Cosmopolitan
Токсокара, лептоспироз и еще 3 опасных для человека болезней, которые скрывает уличная грязь Токсокара, лептоспироз и еще 3 опасных для человека болезней, которые скрывает уличная грязь

Принося домой грязь, мы рискуем своими жизнями и жизнями своих питомцев

Популярная механика
Лирохвосты напугали самок несуществующим хищником и склонили к спариванию Лирохвосты напугали самок несуществующим хищником и склонили к спариванию

Самцы великолепных лирохвостов обманывают самок, чтобы склонить их к спариванию

N+1
11 упражнений с резинкой: описания, видео и инструкции 11 упражнений с резинкой: описания, видео и инструкции

Лента-эспандер поможет расширить комплекс домашних упражнений

РБК
Правила для чужих: почему растет вероятность блокировки YouTube и Facebook Правила для чужих: почему растет вероятность блокировки YouTube и Facebook

Какое будущее ждет иностранные интернет-сервисы в России?

Forbes
«Годзилла против Конга» – чистое удовольствие для любителей зрелищного кино «Годзилла против Конга» – чистое удовольствие для любителей зрелищного кино

«Годзилла против Конга» — лучшая часть кайдзю-франшизы

GQ
Посмотри с бойфрендом: самые красивые  и чувственные эротические фильмы Посмотри с бойфрендом: самые красивые  и чувственные эротические фильмы

Что посмотреть вдвоем, чтобы настроиться на нужную волну и незабываемый вечер?

Cosmopolitan
Любовь — не чувство, а выбор, и вот почему Любовь — не чувство, а выбор, и вот почему

Любовь — это выбор и действие?

Psychologies
Часы марсианского тракториста Часы марсианского тракториста

Когда и зачем человеку может понадобиться новая система измерения времени?

Вокруг света
Весеннее обострение: как безопасно выехать на дорогу после «зимней спячки» Весеннее обострение: как безопасно выехать на дорогу после «зимней спячки»

Выезжаем на встречу весне не спеша и в соответствии с ПДД

GQ
Открыть в приложении