Инвестор без сапог: как обувной гигант Zenden похоронил 100 млн рублей в Крыму
Владелец обувного производителя Zenden Андрей Павлов — один из самых ярых патриотов в российском бизнесе. Но даже ему оказалось не под силу справиться с бюрократическими реалиями Крыма: бизнесмен заморозил строительство фабрики, в которую готов был вложить 1 млрд рублей.
На встрече с корреспондентом Forbes осенью 2016 года Андрей Павлов — основной владелец и гендиректор Zenden Group, второй по обороту обувной компании в стране (выручка в 2017 году — более 23 млрд рублей) — хвастался новым дизайном обувных коробок с изображением Ласточкиного гнезда, одного из символов Крыма. Новгородский предприниматель никогда не скрывал свой патриотизм и подчеркивал желание развивать отечественное производство. Присоединение Крыма он воспринял как личный вызов и новую возможность для бизнеса.
На полуострове Павлов мечтал открыть фабрику, которая бы выпускала по 1 млн пар обуви в год. А для начала арендовал в Евпатории цех, где наладил производство 5 000 сандалий под лейблом «Сделано в Крыму». Хоть Павлов в интервью РБК и называл проект «полусоциальным», надеясь подтянуть качество продукции и частично решить проблему безработицы в регионе, денег на инициативу он не жалел. «Стране нужно производство. На рентабельность я не смотрю, самое главное, чтобы проект был!» — заверял Павлов, затеяв стройку с бюджетом в 1 млрд рублей.
Миллиардная стройка
Проект выглядел многообещающе: надежные партнеры из профильного бизнеса, отсутствие в регионе конкуренции, субсидии для участника свободной экономической зоны (СЭЗ) и, по словам Павлова, предложение помощи лично от мэра Евпатории Андрея Филонова. С чиновником предприниматель познакомился на Ялтинском форуме в 2015 году. Мэру идея Zenden понравилась, и он пообещал «оказать максимальное содействие и лично следить за ходом реализации важного проекта для города», вспоминает Павлов. На радостях он и его партнеры из Ростова-на-Дону Денис Лысенко и Александр Харагоршев зарегистрировали ООО «Крым Шуз».
Через год под марш и торжественные речи состоялась закладка первого камня фабрики. «Евпатория ждала этого экономического прорыва», — с гордостью говорил Филонов с импровизированной сцены посреди степи. Новое предприятие должно было обеспечить более 500 рабочих мест и стать основой для развития в регионе производственного кластера с современной лабораторией и корпоративным университетом. Согласно первоначальному плану, фабрику планировалось построить к концу 2016-го.
День закладки камня для «Крым Шуз» мэр окрестил днем «освобождения Евпатории от курортной зависимости». Филонов знал, о чем говорил: раньше он работал советником главы Крыма по туризму, избирался депутатом горсовета, а также был сопредседателем городского комитета по защите прав предпринимателей и сам занимался бизнесом. Среди его деловых партнеров был и основатель фестиваля «КаZантип» Никита Маршунок: Филонов помогал фестивалю с землеотводом, писал украинский Forbes. Третьим компаньоном в проекте был Николай Карпов, которого журнал называл другом Филонова. По данным СПАРК, все трое связаны через ООО «Центр молодежных инициатив Зебра» (Филонов работал в центре, а Маршунок и Карпов