Интервью с Романом Нагучевым, комментатором телеканала «МАТЧ ТВ»
Скоро исполнится год с момента окончания чемпионата мира по футболу в России... Отматывая пленку назад, что ты вспоминаешь в первую очередь?
Когда чемпионат мира проходит в твоей родной стране, то это в любом случае событие. В моей комментаторской карьере было немало крутых матчей, финалов крупных турниров, но Мундиаль-2018, без сомнения, стал самым большим потрясением. Я жил внутри футбола каждую секунду! Ничего подобного раньше со мной не случалось. Такие вещи имеют колоссальное влияние на развитие профессиональных навыков и саморазвитие. Комментатору всегда нужна мотивация и чемпионат мира в России как раз дал новый толчок, установил очень высокую планку. Я надеюсь, что дальше будет только лучше.
Так а что дальше?
Дальше будут матчи самых разных турниров, но благодаря чемпионату мира в России всем стало понятно, что футбол — это ежедневный праздник. А если футбол для комментатора перестает быть праздником, то нужно выбирать себе новую профессию. Для тех, кто работает в комнате 8-16 в Останкино футбол всегда стоит на первом месте.
А чем запомнился чемпионат мира-2018 с культурной точки зрения?
Главным образом тем, что ты знакомишься абсолютно со всеми. И даже если ты интроверт, нет никаких шансов не завести новых друзей. У меня есть дурацкая черта: когда слышу где-либо разговор о футболе, то непременно хочу в нем поучаствовать и блеснуть знаниями. Так я познакомился во время чемпионата мира с тремя польскими болельщиками в Газетном переулке, которые были гораздо старше меня. Я спросил, кто из футболистов у них на родине считается самым крутым: Левандовски, Бонек или Дейна? Они очень удивились, поскольку на вид мне 15 лет, а два из трех перечисленных игроков выступали за сорную Польши довольно давно. Мы стали обсуждать каждого из них и эта беседа со временем перетекла в застолье. Неожиданно для себя я выяснил, что в Польше очень любят Россию. Считается, что между нашими странами всегда были напряженные отношения. Но на самом деле это касается только политиков, а простым людям на них наплевать. Болельщики рассказывали, что не раз бывали в России и их никогда не обманывали! А прием был максимально хлебосольным. И для меня это стало большущим сюрпризом.
Кто из болельщиков на том чемпионате тебя удивил и кто разочаровал?
Естественно я поразился южноамериканским болельщикам, хотя и знал, что от них ждать, поскольку не раз комментировал матчи с участием сборных из Латинской Америки. Они шумные, эмоциональные... Я часто вспоминаю, как после игры 1/8 финала Франция — Аргентина уже за пределами стадиона в Казани аргентинские болельщики плакали. Это были в взрослые мужики, которых успокаивали жены, а рядом стояли дети, у которых по щекам тоже катились слезы. То поражение они восприняли как личную трагедию. Разочаровали же немецкие болельщики: они вели себя довольно тихо, а после того, как команда Германии осталась без плей-офф просто «ушли в запой».
Самая запоминающаяся история чемпионата мира-2018?
На тот самый матч Франция — Аргентина мы с Александром Шмурновым прилетели очень ранним рейсом: около 6 часов утра. Добравшись до отеля мы получили жесткий отказ на просьбу о заселении, а учитывая бессонную предыдущую ночь нам очень хотелось хоть где-нибудь отдохнуть. Наш коллега Павел Занозин предложил перекантоваться в своей гостинице, но она была совсем ужасной. Даже по советским меркам! И тем не менее мы не отказали себе в удовольствии немного поспать, пусть даже в одежде и на не застеленной кровати. Прямо как в студенческие времена. У меня даже сохранилась фотография этого момента, который запечатлел Занозин. Вообще чемпионат мира-2018 был большущей футбольной жизнью за маленький промежуток времени.