Художник и балерина: история любви Пабло Пикассо и Ольги Хохловой в фотографиях и картинах
Завтра, 20 ноября, в ГМИИ им. А. С. Пушкина открывается выставка «Пикассо & Хохлова». Ее главная героиня — Ольга Хохлова, русская балерина и первая официальная жена испано-французского художника. На протяжении десятилетий она была его главной моделью, и картины Пикассо стали своеобразной летописью их отношений, драматичных и в итоге трагических.
Помимо произведений из Национального музея Пикассо в Париже, в выставку вошли материалы и картины из личных архивов супругов, которые Пушкинскому музею предоставил внук Пикассо и Хохловой, Бернар Руис-Пикассо (в том числе работы художника, которые никогда раньше не выставлялись).
Esquire совместно с куратором экспозиции Алексеем Петуховым подготовил к открытию выставки таймлайн, раскрывающий ключевые вехи в творческих и личных отношениях Пабло и Ольги.
17 июня 1891
Ольга Хохлова родилась в Нежине Черниговской губернии (сейчас — Украина), в семье полковника Степана Хохлова и его жены Лидии (урожденной Винченко). У нее был старший брат Владимир, а после в семье родились еще три ребенка: Нина, Николай и Евгений. С Украины Хохловы переехали в Санкт-Петербург (точная дата переезда неизвестна), а около 1910 года — в Карскую область (сейчас — Турция).
1911
Ольга вступает в труппу «Русские балеты» и путешествует в ее составе по Европе и США.
1914–1915
Ольга в последний раз возвращается к родным, а в декабре 1915 года вновь уезжает в зарубежное турне.
Февраль 1917
В России происходит революция. Император Николай II отрекается от престола, формируется временное правительство. На три послереволюционных года Ольга потеряет связь с родными.
Тогда же Пабло Пикассо и Жан Кокто приезжают в Рим для работы над постановкой балета «Парад» с труппой Сергея Дягилева. Премьера проходит 18 мая в парижском театре Шатле.
В Риме 25-летняя Ольга знакомится с Пикассо, и осенью он едет вместе с ее труппой в Барселону. Там художник пишет один из первых портретов Ольги — «Ольга Хохлова в мантилье». Значимой деталью ее наряда была как раз мантилья — атрибут традиционного испанского костюма, для имитации которого Пикассо использовал скатерть.
«Портрет Ольги в кресле», написанный несколько недель спустя с постановочной фотографии, обозначил полноправное вступление Ольги в творчество будущего мужа, увлеченного в это время переосмыслением неоклассицизма Жана-Огюста-Доминика Энгра.
Во время гастролей Пикассо знакомит Ольгу с матерью. Мария Пикассо говорит ей о том, что ее сын не создан для семейной жизни, что с ним невозможно быть счастливой.
Начало 1918
Ольга получает травму ноги и временно оставляет сцену.
12 июля 1918
Ольга и Пабло женятся и венчаются в русской церкви на улице Дарю в Париже. На церемонию пригласили Сергея Дягилева, Жана Кокто, Гертруду Стайн, Анри Матисса, Гийома Аполлинера и других известных деятелей искусства того времени. Пикассо и Хохлова подписывают брачный контракт, по условиям которого в случае развода все имущество супругов, в том числе произведения искусства, делится пополам.
После свадьбы Пикассо и Хохлова едут в свадебное путешествие в Биарриц, где останавливаются на вилле чилийской меценатки Эухении Эррасурис «Ла Мимозре».
Середина ноября 1918
Молодожены селятся в парижской квартире на улице Ла Боэси (дом 23), недалеко от галереи Поля Розенберга, ставшего с недавних пор агентом Пикассо. Меняется манера Пикассо, и его положение в обществе: вместе с Ольгой они превращаются в модных светских персон, обретают стабильный социальный статус. В круг ближайших знакомых Пабло и Ольги входят Игорь Стравинский, Жан Кокто, а также граф Этьен де Бомон, устроитель роскошных приемов, которые обожает Ольга.