Христианство, ислам, иудаизм, буддизм: как религия помогает пережить кризис — 4 мнения о вере, человеке и смысле
Так уж мы устроены, что в трудные времена нередко начинаем обращаться к высшим силам. Мы расспросили православного священника, мусульманского психолога, иудейского раввина и буддийского монаха о том, как вера может помочь нам сегодня.
Зачастую к высшим силам обращаются тогда, когда идти больше некуда. Когда земля уходит из-под ног, мы ищем опору — такую, которая больше, чем все политики, мировые события и экономические кризисы. В такое время кажется, что истинно верующие люди чувствуют себя устойчивее, доверяя себя высшим силам.
Что делать, если прямо сейчас вы ищете поддержку и утешение в вере? Мы поговорили с представителями четырех мировых религий, оставляя без изменений особенности слога каждого их них.
Христианство
Прокопий Пащенко, иеромонах Соловецкого монастыря
Бывает так, что в сложных обстоятельствах привычные человеческие стратегии не работают. И если не прийти к чему-то более глубокому, то с ситуацией не справиться. Человек преодолевает кризис, когда поднимается над собой прежним, становится иным.
Если человек считает, что от него ничего не зависит, то лишается внутреннего движения, превращается в «зомби». Без попытки осмыслить поведение он становится внушаемым, готовым принять навязанное извне. Такая регрессия наблюдается в современных городах, в офисах, крайние примеры описаны в мемуарах узников концлагерей. Стандартизированные условия, как и травматический опыт, могут блокировать нашу мысль, оглушать нас.
Христианское понимание человеческого достоинства — в том, что человек не определяется внешними условиями и внутренними импульсами (такими, как голод и страх, например)
Важно — не стать пустой оболочкой, сохранить в себе того, кто способен подняться над условиями. Когда у человека есть некая ось мировоззрения, он может осмыслить происходящее. Понять, добро перед ним или зло. И помогает в этом вера. Когда логика говорит, что выхода нет, вера помогает идти — словно через вьюгу — и выстоять.
При этом обретение веры — это только начало пути. Далее человеку нужно расти, работать над собой. Человек вдумывается в Священное Писание, реализует заложенные там смыслы, они входят в его плоть и кровь. Формируется картина мира, на физиологическом уровне происходят нейропластические изменения. Эти смыслы структурируются вокруг реализации главной цели — достижения связи со Христом и поддержания этой связи.
Чтобы эту связь сохранить, нужно воспитать в себе массу навыков, научиться понимать людей, преодолевать конфликты. Само это развитие не дает человеку провалиться в регрессию. Усилия по сохранению света будут препятствовать проникновению тьмы. Эта искра, связь со Христом, изнутри озаряет человека, водворяя на место страха веселие.
Один человек, пришедший к вере в тюремном заключении, рассказывал, что после принятия Христа стал чувствовать себя так, словно в автобусе держится за поручень. Пока автобус едет по ровной дороге, вроде бы все стоят на ногах. Но когда автобус сильно тряхнет на ухабе, те, кто, стоял на ногах, летят кубарем. А он — стоит и едет дальше. Он все удивлялся, почему людям непонятно: когда держишься за поручень — ты стоишь.
Ислам
Гузель Хуснуллина (Махортова), мусульманский психолог
Настоящее время — период глобальной неопределенности, когда мы со всей остротой можем понять хрупкость человеческого бытия и невозможность контролировать происходящее. И в этом сочетании есть экзистенциальная возможность личной трансформации каждого из нас.
Любая религия проповедует отказ от Эго, от всемогущества рационализма. Сейчас — благодатное время в этом смысле. И знаменитая дилемма Эриха Фромма, озвученная в XX веке, — быть или иметь, в XXI веке может быть однозначно смещена в сторону быть. Мы приходим в этот мир нагими, с пустыми руками и уходим из него такими же. Как исламский психолог, хочу уточнить: «быть» — значит быть в Боге, доверить свою судьбу Всевышнему.