Хороший босс в плохие времена. Как управлять людьми, когда в воздухе витает страх
Во времена кризиса напряжение внутри коллектива неизбежно нарастает: сотрудники неосознанно опасаются увольнений и начинают пристальнее следить за действиями боссов, часто интерпретируя их неверно, а начальники зацикливаются на финансовых проблемах компании, забывая об эмпатии. Как избежать этого «токсичного тандема» и не потерять связь с коллегами в тяжелые для бизнеса времена, в своей статье «Как быть хорошим боссом в плохой экономической ситуации» рассказывает Роберт Саттон, преподаватель менеджмента и инженерного дела в Стэнфордском университете. Статья входит в сборник «Управление во время кризиса», подготовленный экспертами Harvard Business Review. Inc. публикует отрывок сборника, который выйдет в июне в издательстве «Альпина Паблишер».
Призрак увольнения
У каждого руководителя случаются трудные времена. Страх и паранойя охватывают людей не только на финансовых рынках, но и на рабочих местах. Несколько недель назад усталый топ-менеджер фирмы, оказывающей профессиональные услуги, говорил мне о том, как тяжело увольнять 10% сотрудников и как сложно успокоить и вдохновить тех, кто остался. Когда я попросил нашего общего друга, гендиректора производственной компании, «немного поддержать» этого расстроенного топ-менеджера, тот с готовностью бросился на помощь — но признался, что борется с собственными демонами, так как сам только что сократил штат на 20%.
То, что двое моих друзей оказались в сходной ситуации, не случайность. Сегодня сложно найти организацию, которой удалось этого избежать. Даже главам компаний, известным своей эмпатией, приходится резать по живому. NetApp, занявшая в 2009 году первую строчку в списке Fortune «100 лучших компаний для работы», объявила об увольнении 6% персонала меньше чем через месяц после публикации рейтинга. Google, объявленная Fortune лучшей компанией в 2008 году, уволила сотни постоянных работников. И увольнения не единственная причина страданий руководителей. Даже там, где никого не увольняют, люди боятся, что это рано или поздно произойдет, и страх создает свои проблемы.
Один генеральный директор из технологического сектора, с которым я много лет работал, решил, что обязан письменно проинформировать своих сотрудников о том, что увольнения не планируются и, более того, компания собирается в следующем году открыть набор дополнительного персонала. Однако, по его словам, «как он ни пытается убедить людей в их безопасности, они все равно спрашивают, когда ожидать увольнений». Даже там, где вроде бы можно не сомневаться в защищенности рабочих мест, появляются другие, тоже малоприятные поводы для расстройства: снижение заработной платы, урезание бюджета, приостановка проектов.
В результате большинству руководителей — вероятно, и вам тоже — приходится действовать на сложной и зачастую незнакомой территории. При всех своих навыках и подходах, отточенных за годы роста бизнеса, они обнаруживают, что их роль теперь сводится к неожиданному вопросу: как управлять людьми, когда в воздухе витает страх, уверенность исчезает и создается ощущение, что дорога впереди еще долго останется тернистой?