Хазби Будунов: Кто дал нам деньги? Что такое современная монетарная теория и почему это важно для России
В начале года широкая публика в США благодаря конгрессвумен Александрии Окасио-Кортес узнала о странной экономической теории, согласно которой американцы наконец-то смогут создать не только всеобщую систему медицинского страхования, но и реализовать масштабную экологическую программу «Зеленый новый курс» (The Green New Deal). Речь идет о том, что экономическое обоснование программы подкрепляется так называемой Современной монетарной теорией (Modern Monetary Theory, далее MMT), предлагающей совершенно непривычный ответ на сакраментальный вопрос: «Откуда берутся деньги?»
С февраля в медийном и политическом полях (не только США, но также Европы и Японии) не утихают страсти по поводу этой пока еще маргинальной теории, проливающей свет на то, что такое деньги, и вообще монетарную и бюджетную политики современных правительств. О ней высказались крупнейшие экономисты и политики, и даже известные финансисты-миллиардеры. Стоит упомянуть, что один из основателей MMT Уоррен Мослер также является успешным инвестором, а миллиардер Рэй Далио, основатель одного из крупнейших хедж-фондов Bridgewater Associates, утверждает, что победа принципов MMT в будущем практически неизбежна.
Республиканцы, считающие теорию едва ли не новым заговором левых, подрывающим основы капиталистической экономики, даже приняли в Конгрессе резолюцию, осуждающую MMT. По-моему, такого еще не было в американской истории, даже марксистскую экономическую теорию не осуждали на законодательном уровне.
Что такое деньги
MMT является частью более широкой посткейнсианской экономической теории, ведущей свое начало из трудов таких радикальных экономистов, как Михал Калецкий и Джоан Робинсон. Другими словами, это современная посткейнсианская теория денег.
Основной вопрос, на который отвечает MMT, — это, конечно, вопрос о том, что такое деньги и как они возникают. Господствующие ныне макроэкономические представления предполагают, что деньги являются товаром и возникли из бартерного обмена — грубо говоря, это универсальный товар, облегчающий процедуру обмена товарами и услугами на глобальной ярмарке. MMT придерживается противоположного взгляда: деньги — это не товар, а долги, создаваемые государством. С их помощью, прежде всего, платятся налоги, которые каждый житель страны заранее «должен» государству. В самом деле антропологи никогда не находили доказательств существования бартерных экономик. Наоборот, появляется все больше доказательств того, что деньги возникли благодаря государству еще до зарождения рыночной экономики.
Практически все современные денежные системы являются фиатными (от лат. fiat — декрет, указание), то есть ценность и стабильность валюты обеспечивается государством. Это означает, что государство, выпускающее собственную валюту, никогда не может испытывать нехватку в деньгах и стать неплатежеспособным.
Реальная механика создания денег выглядит следующим образом: правительство сначала совершает расходы, создавая деньги в процессе, и только потом собирает налоги, а не наоборот.
Теперь встает вопрос: зачем тогда правительство собирает налоги? Они необходимы для придания деньгам ценности. Другими словами, правительство выпускает деньги и говорит, что ими можно платить налоги, тем самым повышая спрос на деньги среди населения. Этот спрос, вызванный необходимостью искать валюту для уплаты налогов, и придает ценность деньгам. Например, российский рубль укрепляется в периоды, когда экспортные компании уплачивают налог на прибыль в бюджет: они продают иностранную валюту и покупают российскую, чтобы заплатить налоги. Если бы налоги в России стали платить, скажем, в американских долларах, то доллар стал бы фактической валютой в России, а спрос на рубль упал бы до нуля. Если бы налогов не существовало вообще, стабильность валюты была бы под большим вопросом. Высокая волатильность биткоина и других криптовалют подтверждает данный тезис. Иными словами, как сказано в одном из посвященных MMT материалов, правительство облагает людей налогами «не для того чтобы забрать их деньги,